ФАС наведет порядок на рынке авиаперевозок

Cформированы условия для опережающего роста сегмента низкобюджетных перевозок (low cost), авиации общего назначения, куда входит и бизнес-авиация, а также существенное увеличение доли региональных и местных перевозок.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России подготовила предложения, в соответствии с которыми к 2020 году объемов авиаперевозок пассажиров должен увеличиться в 4-5 раз, грузов - в 8-10 раз, а число действующих аэропортов - не менее чем в 2 раза. Также должны быть сформированы условия для опережающего роста сегмента низкобюджетных перевозок (low cost), авиации общего назначения, куда входит и бизнес-авиация, а также существенное увеличение доли региональных и местных перевозок.

По словам заместителя руководителя ФАС России Анатолия Голомолзина, рынок авиаперевозок имеет ключевое значение для России, поскольку более 60% ее территории представлено регионами с населением более 15 млн человек, для которых авиация является часто единственным средством транспортных коммуникаций. Однако, по данным ФАС, доля РФ в мировом объеме перевозок пассажиров и грузов по итогам 2009 г. составила менее 2%.

Тарифы в крупных и мелких аэропортах различаются от 1,5 раза по керосину и топливо-заправке до 3,1 по авиабезопасности и до 3,8 раз по взлету-посадке. Одна из причин состоит в завышенных нормативных требованиях к малым и средним аэропортам, излишнем административном бремени со стороны регулирующих органов. Большинство аэропортов не работают как бизнес-единицы, ориентированные на рост авиаперевозок.

За последние полтора-два года примерно на 380 маршрутов рост тарифов составил 30% и более. Сейчас территориальные управления по поручению ФАС проводят проверки этих маршрутов. Факты нарушений антимонопольного законодательства, в частности, были установлены в Красноярске, Калининграде, Ростове-на-Дону, Ханты-Мансийске.

Источник: "Российская Бизнес-газета" №782 (49) от 28 декабря 2010 г.