Нефтяники встали на крыло

Российские нефтяные гиганты расширяют производство авиакеросина. Но вытеснить с рынка независимые топливо-заправочные аэропортовые компании они не смогут по крайней мере еще три года.

Российские нефтяные гиганты расширяют производство авиакеросина. Но вытеснить с рынка независимые топливо-заправочные аэропортовые компании они не смогут по крайней мере еще три года. Передышку в жесткой конкурентной борьбе «независимым» даст очень долгая и сложная процедура согласований проектов строительства аэропортовых заправочных комплексов и их сертификации.

Нефтяные компании всегда производили авиакеросин, но продавали его аэропортовым топливно-заправочным компаниям (ТЗК). Ещё недавно ТЗК входили в состав аэропортов и никого "на своё поле" не пускали. И хотя уже несколько лет такие попытки пресекают антимонопольные органы, до последнего времени в отрасли мало что менялось. Часто ТЗК были независимыми только на бумаге, но почти всегда с аэропортами аффилированы.

Сейчас картина меняется кардинально. Например, в первом полугодии объем реализованного компанией «Газпромнефть-Аэро» («дочка» «Газпром нефти») авиатоплива «в крыло» увеличился на 38% - до 639 тысяч тонн. Компания пошла ещё дальше - объявила о создании единой сети по обслуживанию клиентов с одним из европейских лидеров в авиазаправке Air Total International (входит в группу французской нефтяной компании Total).

Почему вдруг крупные, добывающие нефть и имеющие собственные НПЗ, компании заинтересовались заправкой самолётов? Ведь объём рынка здесь в десятки раз меньше продаж автомобильных бензина и солярки. Похоже, всё дело в амбициозных планах по увеличению производства. По информации Министерства энергетики России, в 2011 году российские нефтяники собираются произвести 8,8 млн тонн авиакеросина. Но, по планам компаний, к 2015 году выпуск авиационного топлива вырастет до 15 млн тонн. Появление на рынке «лишних» 6 млн тонн (прирост почти на 70%) может значительно усилить конкуренцию.

Вот нефтяные компании и начали быстро осваивать новый для себя рынок заправок самолётов «в крыло». «Газпром нефть» первой объявила работу ТЗК приоритетным направлением развития своего бизнеса. В 2010 году компания заняла 18% рынка и стала первой по объёмам. Конкурентное преимущество нефтяных компаний здесь очевидно - сейчас аэропорты не могут запретить прийти другому ТЗК, а нефтяники имеют возможность предложить более низкие цены, чем прежние посредники. Ведь они сами керосин и производят. Свои ТЗК в стране также имеют крупнейшие нефтяные компании ЛУКОЙЛ и ТНК-ВР. Компания «РН-Аэро» («дочка» «Роснефти») в 2010 году удвоила объём заправки «в крыло» в девяти аэропортах своего присутствия, доведя его до 79 тыс тонн. Что мешает им легко «выдавить» всех независимых заправщиков из аэропортов?

На самом деле всё не так просто. В России 76 крупных аэропортов и ещё 163 мелких – региональных и специализированных, свидетельствуют данные Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация). В каждом надо заправлять самолёты и вертолёты. Но для крупного бизнеса интересны от силы 12 крупнейших аэропортов, говорят эксперты.

- Чтобы делать бизнес, нефтяникам нужны значительные объёмы перевозок. Основная масса аэропортов их не интересует, - говорит генеральный директор ассоциации «Аэропорт» Виктор Горбачёв. – С точки зрения аэропортов приход нефтяных компаний – это неплохо. Раньше аэропорт можно было винить в завышении цен, теперь ТЗК в аэропорту как минимум две. Пока все довольны.

А вот надежда, что новые игроки снизят цены не оправдалась. Наоборот, цены растут. С начала года тонна авиакеросина в среднем по России подорожала на 13,4% - до 31,2 тыс рублей, отмечает аналитическое агентство «Кортес». Это почти вдвое быстрее инфляции.

Стоимость керосина в аэропорту на 80-85% состоит из отпускной цены НПЗ, маржа заправщика и так невелика, отмечают «независимые».

- Конкуренция пока не особо сильна, в России ещё есть где развернуться. К тому же число ТЗК можно наращивать и дальше. В Европе в одном аэропорту могут работать и восемь заправщиков, - заявила представитель компании «Аэрофьюэлз» (независимый заправщик) Анастасия Матюшина. – Пока нам удаётся создавать конкуренцию между нефтяными компаниями, покупая керосин на тех НПЗ, где он в данный момент дешевле.

Парадокс в том, что всё же главная надежда «независимых» - это знаменитая российская бюрократия.

- Резкого увеличения доли крупных нефтяных компаний на рынке заправок в аэропортах мы не ожидаем. В нашей стране построить ТЗК в лучшем случае можно за три года – это связано с получением разрешений, выделение земли, сертификацией. Не исключаются и препоны со стороны местного монополиста. В этом случае «заходить» в один аэропорот можно и 10 лет, - говорит Анастасия Матюшина.

Так что как минимум три года спокойной жизни у «независимых» ТЗК есть. Лишь бы нефтяные монополии не стали между собой договариваться. Тогда «захватить» аэропорты им и в правду будет несложно.

Источник: Известия