Learjet: младший брат в семье растет


Канадский авиастроитель сейчас инвестирует в Learjet больше, чем когда-либо с момента приобретения линейки у прежнего обанкротившегося владельца в 1990 г.

Интерес общественности к Bombardier сейчас подогревается двумя амбициозными проектами канадского авиастроителя: новым семейством узкофюзеляжных авиалайнеров CSeries и новыми представителями семейства Global, бизнес-джетами с "ультрадальностью" —  Global 7000 и 8000. Причины такого положения вещей вполне понятны.

CSeries вместимостью от 100 до 149 кресел станут самыми большими самолетами в истории Bombardier. Но основная интрига состоит в том, что, приняв решение освоить новый сегмент, производитель бросил вызов царящему в нем почти безраздельному господству Boeing и Airbus, поставив на кон не менее 3,5 млрд долл. (так оценивается объем инвестиций в НИОКР). "Комфортные дни дуополий в сегменте коммерческих и региональных авиалайнеров прошли, — сказал президент корпорации Bombardier Пьер Бодуан. — Кто-то, возможно, считает, что ремоторизованный самолет конструкции двадцатилетней давности сойдет. Но мы считаем, что "сойдет" — это не то, чего ждут и в чем нуждаются эксплуатанты".

Прозрачный намек на распродающиеся "пачками" A320NEO и Boeing 737MAX обеспечил внимание проекту как со стороны общественности, так и со стороны конкурентов.

Что касается новых Global, то и на их долю выпало достаточно паблисити благодаря заказу NetJets на 50 Global 5000, 6000, 7000 и 8000 с опционом еще на 70. Если все слоты будут выкуплены, итоговая стоимость контракта превысит 6,7 млрд долл., что позволило разрекламировать сделку как самую крупную закупку самолетов в истории частной авиации. Первый из ультрадальних, Global 7000, должен поступить в эксплуатацию в 2016 г. На эти топ-модели, а также на бортовой комплекс Global Vision Flight Deck и на CSeries уходит практически весь предназначенный на НИОКР годовой бюджет канадского производителя, который, по словам президента Bombardier Aerospace Ги Аши, составляет от 1,0 до 1,5 млрд долл.

На фоне столь громких и дорогостоящих программ любой производитель позволил бы себе расслабиться в других сегментах, особенно в находящемся в угнетенном состоянии после сокрушительного падения сегменте легких бизнес-джетов. Но не Bombardier! Канадский авиастроитель избрал противоположную стратегию и сейчас инвестирует в Learjet больше, чем когда-либо с момента приобретения линейки у прежнего обанкротившегося владельца в 1990 г.

Сейчас прорабатываются три модели Learjet: это запущенная в 2007 г. программа 20-метрового Learjet 85 с двумя клубными секциями (самая масштабная в семействе Lear) и анонсированные на майском салоне EBACE в Женеве Model 70 и 75. Тогда как последние две являются апгрейдом существующих 40XR и 45XR, Learjet 85 — совершенно новая, дебютная для Bombardier разработка с планером, полностью изготовленным из композиционных материалов.

По сравнению со своими предшественниками шестиместная Model 70 и восьмиместная Model 75 будут наделены большей энерговооруженностью, лучшими взлетно-посадочными характеристиками, более высокой топливной эффективностью и сниженными эксплуатационными расходами. На них будут устанавливаться турбовентиляторные двигатели Honeywell TFE731-40BR (тягой 1750 кг каждый), фирменный комплекс авионики Bombardier Vision и винглеты. Цена — 11,1 млн и 13,5 млн долл. соответственно.

Model 85 — не только самый большой представитель семейства Learjet (высота салона в полный рост, ширина — 1,85 м), он еще и самый быстрый (0,82М) и "дальнобойный" (3000 морских миль). Цена самолета с турбовентиляторными двигателями Pratt & Whitney Canada PW307B тягой 2766 кг каждый и бортовым комплексом Vision с тремя мониторами и авионикой Rock­well Collins Pro Line Fusion составит 19,66 млн долл.

Хотя Bombardier не раскрывает бюджеты конкретных программ, в случае с Model 85 очевидно, что объем инвестиций, необходимый для вывода этой модели на рынок, огромен. Начнем со строительства завода в Керетаро (Мексика) площадью 17200 м2, где будет изготавливаться до 85% самолета, а также осуществляться частичная сборка. Затем — оснащение оборудованием для композитного производства и средствами контроля качества.

Далее — модернизация и расширение базы Learjet в аэропорту Вичиты (США), где будет осуществляться финальная сборка, летные испытания, установка интерьеров, покраска и передача владельцам. Кроме того, Bombardier наращивает свои мощности в Вичите, организуя здесь инженерно-информационный центр, испытательный центр и центр отделки.

Даже по приблизительным подсчетам инвестиции в программу и расширение производства, беспрецедентное в истории Learjet по своим масштабам, составляют не менее 600 млн долл., включая гранты и государственную поддержку на всех уровнях. В 2010 г. штат Канзас предложил 27 млн долл. облигациями для поддержки производственной базы в Вичите, предполагающей открытие 450 новых рабочих мест. Еще 16 млн долл. было выделено аналогичным образом в январе 2012 г.

Учитывая, что из всей продукции Bombardier именно Learjet испытал самый сильный удар вследствие обрушившегося рынка легких бизнес-джетов (с 2009 по 2011 г. было поставлено всего 117 самолетов) и по-прежнему не внушает надежд на восстановление, финансовые вливания Bombardier в эту линейку впечатляют.

"Давно, очень давно не переживал Learjet такой масштабной трансформации, такого подъема, — делится вице-президент и генеральный управляющий Learjet Ральф Акс. — Рынок сейчас непростой, но это не значит, что не надо вкладывать деньги. Мы предпочитаем смелые решения, инвестируя в новые модели, инфраструктуру и персонал. Нам это доставляет удовольствие".

Уильям ГАРВИ, AVIATION WEEK

Источник: АТО