Биография желтого кузнечика

Piper Cub – легенда авиации общего назначения – наиболее известный и популярный легкий двухместный самолет. Он до сих пор, вот уже в течение 80 лет, остается «в строю». Это – абсолютный рекорд в истории авиации.

Piper Cub – легенда авиации общего назначения – наиболее известный и популярный легкий двухместный самолет. Он до сих пор, вот уже в течение 80 лет, остается «в строю». Это – абсолютный рекорд в истории авиации.


Неудачник Chummy

История Piper Cub начинается в 1927 году, когда два брата Тэйлор – Гилберт и Гордон – основали Taylor Brothers Aircraft Company. Однако Гордон Тэйлор погиб в катастрофе, когда братья, бывшие участники развлекательных полетов, разработали и пытались выпустить на рынок двухместный моноплан под названием Chummy («общительный»).
Гильберт Тэйлор, в надежде на растущий рынок легких самолетов, переехал в 1929 году в Брэдфорд, штат Пенсильвания, где местные общественные деятели стремились продвигать у себя новые отрасли промышленности. Коммерческая палата города Брэдфорд выделила $50 тысяч для финансирования новой компании Тэйлора.
Одним из акционеров был нефтепромышленник Уильям Т. Пайпер (William T. Piper). Будучи заинтересованным в развитии авиации, а также убежденным, что Chummy слишком дорог и неэффективен, он предложил разработать небольшой самолет, чтобы продавать за половину цены Chummy, стоимость которого составляла $3985. В результате к концу 1930 года был разработан самолет (его назвали E-2), оснащенный двухцилиндровым двигателем Brownbach – Tiger Kitten. В 1931 году Пайпер полностью выкупил активы компании за $761! Он имел к тому времени серьезный коммерческий опыт, но ничего не понимал в авиации, поэтому оставил Гильберта Тэйлора президентом, а сам занял пост финансового директора. Пайпер верил, что простой в обслуживании двухместный самолет будет востребован рынком даже в период Великой депрессии.
Однако испытания показали, что двигатель Tiger Kitten, имевший мощность в 20 л.с., был слишком слаб для E-2. На максимальном газе маленький самолет был способен разве только стричь траву, поднимаясь на несколько футов в воздух перед тем, как приземлиться.

Стремительный взлет легенды

И тогда на свет появился легендарный Cub – улучшенный E-2, с обновленной структурой фюзеляжа и новым двигателем – 37-сильным А-40, конструкции
Continental Motors Corporation. Самолет получил лицензию Американского департамента торговли 11 июля 1931 года, и уже к концу этого года были проданы 22 самолета по цене $1325 каждый. К 1935 году общие продажи достигли более чем 200 самолетов Taylor Cub E-2.
По инициативе 19-летнего дизайнера Вальтера Жамоно (Walter Jamouneau) E-2 прошел рестайлинг и начал выпускаться под названием Taylor J-2 Cub, где J – первая буква фамилии Жамоно.
Когда на заводе в Брэдфорде в 1937 году случился пожар, Уильям Т. Пайпер переместил его производственное оборудование и больше чем две сотни служащих в заброшенную фабрику по производству шелка в Лок-Хейвен (Lock Haven), штат Пенсильвания. Компания возобновила производство под именем Piper Aircraft Corporation и выпустила 687 самолетов к концу года.
А в 1938 году Piper представил улучшенный J-3 Cub. Оснащавшийся двигателями в 40 л.с. типа
Continental, Lycoming или Franklin , J-3, продавался за $1300. Мощность двигателя вскоре была увеличена до 50 л.с. и достигла 60 л.с. в 1940 году.
Piper также стандартизировал цветную схему покраски самолета. Подобно автомобилю модели «Т»
Генри Форда, который полностью был черным, самолеты Уильяма Пайпера были ярко-желтыми с черной полосой. Все это сделало Cub узнаваемым даже простыми людьми, далекими от авиации. Не говоря уже о тех, кто мог себе позволить купить личный самолет. Кстати, Первая леди Америки Элеонор Рузвельт лично оценила летные качества Cub, и фотографии ее полета использовались для рекламной кампании по привлечению новых клиентов.

Надев погоны

Непосредственно перед вступлением Соединенных Штатов во Вторую мировую войну продажи Cub стимулировались организацией обучающей программы Civilian Pilot Training (CPT). В 1940 году были построены уже 3016 самолетов, каждые 20 минут новый J-3 выпускался на заводе. 75% всех пилотов, обучавшихся по программе CPT, прошли обучение на Cub.
В течение войны Cub также использовались как самолеты наблюдения, связи, и санитарные. Известные под разными названиями как L-4, O-59 и NE-1, эти самолеты сослужили хорошую службу и получили прозвище Grasshoppers («кузнечики»).
Между 1941 и 1945 годами армия получила почти 6 тысяч самолетов Piper.
В течение Второй мировой войны «кузнечики» во всем мире выполняли самые разнообразные функции – такие как: корректировка огня артиллерии, обучение пилотов, курьерская служба и связь с линией фронта.

Нестареющий ветеран

Производственные мощности, развитые во время войны, оставались загруженными и после нее, удовлетворяя потребности в легких самолетах. Низкая цена Cub в послевоенные годы – всего $2195 обеспечила его популярность как частного самолета. Большое количество пилотов, вернувшись с войны, могли позволить себе купить Cub. Но эта волна быстро спала, и Пайпер вынужден был свернуть производство.
К 1947 году, когда производство прекратилось, было построено 14 125 самолетов Piper Cub.
Сейчас популярность Piper J-3 Cub постоянно растет. Он принимает участие в различных авиашоу старинных самолетов, любители строят самолеты с брендом Cub. Это превосходный учебно-тренировочный и спортивный самолет. Лучше всего Cub характеризуют такие определения как «простой», «экономичный» и, прежде всего, «медленный», что позволяет начинающему пилоту в полной мере овладеть летными навыками.
Высокий спрос на самолет J3 Cub также определяется тремя основными факторами: он вызывает ностальгию, приносит много радости и просто симпатичен. Нужно сказать, что все это привело к такому увеличению спроса на него в последнее время, что сейчас стоимость хорошего J-3 совсем уже не та, каковой была в дни его далекой молодости.

Источник: Luxury-info, автор: Дмитрий Гнатенко