Готова ли авиация к новой эре сверхзвуковых путешествий?

На фоне того, что American Airlines стала третьим крупным перевозчиком, разместившим заказ на сверхзвуковые самолеты Overture компании Boom Supersonic, Джим Скотт, соучредитель компании Artemis Aerospace, специализирующейся на поставках авиационных компонентов, рассуждает о мотивах возрождения сверхзвуковых авиаперелетов и готовности пассажиров к этой новой эре авиации.

Когда легендарный Concorde в последний раз приземлился в аэропорту Хитроу в октябре 2003 года, эра сверхзвуковых авиаперевозок, казалось, подошла к концу.

Впервые появившись на авиационном рынке в 1976 году, Concorde, безусловно, произвел впечатление. Способный летать с крейсерской скоростью 2 Маха, он сократил продолжительность пути из Лондона в Нью-Йорк всего до трех часов — меньше половины среднего времени полета по сравнению с его дозвуковыми аналогами.

Состоятельные пассажиры и бизнесмены захотели испытать непревзойденную скорость Concorde и роскошное обслуживание, и вскоре самолет стал эксклюзивом, к которому многие стремились.

Однако из-за роста цен на топливо, которые превышали прибыль, и ограничения на маршруты, по которым самолет мог летать из-за уровня шума, после более чем 25-летней службы Concorde больше не был целесообразным вложением средств.

Громкая катастрофа Concorde рейса 4590 авиакомпании Air France в 2000 году, унесшая жизни 113 человек при вылете из парижского аэропорта имени Шарля де Голля, также нанесла ущерб. До этого момента Concorde имел безупречные показатели безопасности и считался одним из самых безопасных самолетов в мире.

После расследования, которое показало, что во время взлета самолет наехал на обломки на взлетно-посадочной полосе в результате чего одна из его шин лопнула и пробила топливный бак, были внесены модификации. К ним относятся кевларовая обшивка топливных баков и специально разработанные устойчивые к разрыву шины.

Однако это мало что изменило, и в 2003 году сокращение числа пассажиров, вызванное авиакатастрофой в Париже и террористическими атаками 11 сентября, побудило операторов Concorde, Air France и British Airways, одновременно объявить, что в том же году они выведут самолет из эксплуатации.

Было предпринято несколько попыток возродить Concorde. Но эксплуатационные расходы, ограниченное количество пассажиров и растущая потребность в более дешевых поездках, наряду с отказом Airbus от поддержки технического обслуживания, в конечном итоге означали, что сверхзвуковые авиаперевозки должны были переместиться в музеи.

В период с 2003 по конец 2010-х в мире сверхзвуковых самолетов мало что изменилось. Растущий спрос на самолеты, которые могли бы перевозить гораздо больше пассажиров и экономно расходовать топливо, означал, что у них не было особого желания разрабатывать современный эквивалент Concorde.

Однако в 2019 году все изменилось, когда новая гонка сверхзвуковых самолетов, способных летать быстрее скорости звука, начала набирать обороты.

Множество стартапов с разной степенью амбиций надеялись открыть новую эру сверхзвуковых авиаперевозок. Одним из них стал Boom — компания из Денвера, которая всего за пять лет работы привлекла на создание 55-местного самолета, способного летать со скоростью, вдвое превышающей скорость звука, $141 млн инвестиций. Но с одним ключевым отличием по сравнению с Concorde — конкурентные тарифы для пассажиров.

Boom заявляет, что его реактивный самолет Overture, который должен сойти с конвейера в 2025 году, будет летать со скоростью 1,7 Маха (чуть меньше чем 2,04 Маха у Concorde) — вдвое больше, чем у самых быстрых нынешних коммерческих самолетов.

Virgin Atlantic — компания, известная своими инвестициями в будущее авиаперевозок и активный сторонник Concorde — первой заключила сделку с Boom в 2016 году, согласившись стать партнером компании для создания и испытаний ее самолетов.

С тех пор еще два оператора, United Airlines и American Airlines, разместили у Boom заказы на 15 и 20 самолетов соответственно. Очевидно, жажда сверхзвуковых путешествий снова в деле. Но что изменилось, и почему теперь авиаперевозчики стремятся снова предложить сверхзвуковой вариант?

На некоторые из них отвечает основатель Boom Блейк Шолль. Не имея никакого опыта в аэрокосмической отрасли, Шолль приступил к исследованию того, как возродить сверхзвуковой полет после того, как он перестал ждать, пока кто-то еще осуществит его мечту о возможности полетать на Concorde.

В ходе планирования запуска исследование Шолля показало, что эксплуатационные расходы были ключом к успешному восстановлению сверхзвуковых авиаперевозок. Он сказал: «Concorde был слишком дорог в эксплуатации, поэтому немногие могли позволить себе летать на нем. Используя Википедию, я просчитал цифры, чтобы выяснить, что мне нужно сделать, чтобы это стало экономически целесообразным. Оказывается, ответ заключается в том, чтобы повысить эффективность использования топлива на 30%. Итак, я пошел и прочитал несколько аэрокосмических учебников, пошел на курсы конструирования и начал встречаться со всеми, кого мог найти в этой отрасли. Я сказал им найти недостатки в моих идеях. В конце концов, люди начали говорить: «Это действительно имеет смысл», и мы создали компанию».

Concorde, несмотря на свою роскошь, был известен тем, что у него был особенно крошечный салон, поэтому условия для пассажиров были стесненными. Самолет Boom решит эту проблему, установив широкие сиденья, большие окна и создав достаточно места для работы и отдыха.

Несмотря на то, что опыт пассажиров сверхзвуковых полетов улучшится, в настоящее время нет точных данных о том, сколько пассажиры должны будут платить за поездку на самолете Boom Overture, и это может быть брешью в идее Boom.

Поскольку после пандемии деловые поездки отошли на второй план, а развлекательный туризм процветает, еще неизвестно, смогут ли сверхзвуковые самолеты изменить правила игры, которые они обещают для авиационной отрасли. Тем не менее пока те, кто надеется на возвращение к романтике сверхзвуковых путешествий, остаются непоколебимыми.