Airbus Helicopters готовится к напряженной второй половине 2023 года, продвигая амбициозную программу, в рамках которой к концу года компания проведет летные испытания трех демонстраторов технологий, сообщает Flightglobal.
На сегодняшний день в число этих демонстраторов входят FlightLab на базе H130 и построенный с чистого листа DisruptiveLab — оба однодвигательные обычные винтокрылые машины — но осенью к ним должен присоединиться скоростной вертолет Racer.
DisruptiveLab недавно завершил первоначальную кампанию летных испытаний
Но даже несмотря на то, что FlightLab и DisruptiveLab уже летают, в случае с первым уже несколько лет, вскоре они оба приступят к новым этапам своих тестовых кампаний.
Обнародованный в декабре, DisruptiveLab впервые поднялся в воздух в начале 2023 года, тестируя набор технологий, призванных обеспечить 50-процентное сокращение расхода топлива для перспективных конструкций вертолетов. В начале июня Airbus Helicopters сообщила, что первый этап испытаний вертолета завершен.
На Парижском авиасалоне вице-президент Airbus Helicopters по исследованиям и инновациям Томаш Крысински сказал, что первый этап испытаний DisruptiveLab был разработан, чтобы раскрыть летный диапазон, а также настроить «летные качества» винтокрылого аппарата и работу его датчиков.
Но Крысински был впечатлен скоростью прогресса: «Что касается настройки, это первый раз, когда мы смогли работать так быстро». Он сказал, что DisruptiveLab достиг стабильности установившегося полета, что позволяет разработчику анализировать данные и вносить изменения в конфигурацию перед повторным полетом. «Наша цель — не выполнять полеты слишком часто — демонстратору нет смысла торопиться», — сказал он.
Демонстратор FlightLab ранее тестировал резервную систему двигателя
По словам Крысински, отзывы летчиков-испытателей Airbus Helicopters — на данный момент на нем летали четверо — были положительными: они описывают его как «легкий в управлении» с очень низким уровнем вибрации.
Важно отметить, что характеристики соответствовали прогнозам, а аэродинамические улучшения вертолета, такие как низкопрофильная втулка несущего винта, позволили DisruptiveLab уже достигать скорости 163 узла (301 км/ч) при небольшом пикировании. Летные испытания будут продолжаться до конца 2023 года, и «во время второй части испытаний мы начнем проводить реальные измерения характеристик».
Хотя профиль DisruptiveLab с низким сопротивлением должен способствовать сокращению расхода топлива на 15%, гибридизация трансмиссии должна обеспечить еще 10%-ное сокращение. До сих пор вертолет приводился в движение исключительно тепловым двигателем; гибридизация силового агрегата с электродвигателем мощностью 250 кВт и батареями, которые можно заряжать в полете, состоится в следующем году. Это обеспечит 2-минутный полет с подаваемой мощностью в случае отказа двигателя и уменьшит расход топлива за счет оптимизации теплового двигателя для фаз полета с высокой мощностью.
Аккумуляторы для гибридно-электрической системы предоставит Airbus Defense & Space, а в ближайшее время будет принято решение о поставщике электродвигателя.
Но подробности о турбовальном двигателе остаются скудными, за исключением того факта, что он поставляется компанией Safran Helicopter Engines. Крысински отказывается говорить о возможной силовой установке, хотя Arrius 2R того же производителя для легкого одноместного Bell 505 имеет мощность около 500 л.с. (372 кВт).
Установка аккумуляторно-электрической системы на DisruptiveLab — самый амбициозный гибридный проект производителя на сегодняшний день. Тем не менее, уже получила оценку более скромная возможность FlightLab —система резервирования двигателя (EBS). EBS не повышает эффективность газовой турбины, а предназначена для обеспечения кратковременной аварийной мощности в случае отказа основного двигателя.
Тестирование системы завершено, но разработка продолжается, прокладывая путь к будущему коммерческому продукту, говорит Крысински: «Это то, что мы продолжаем развивать. Мы работаем над снижением стоимости всей системы».
В июле Airbus Helicopters начнет новую программу испытаний с FlightLab, испытывая новую автономную систему управления полетом под названием Vertex. Разработанная подразделением группы UpNext и предназначенная для вертикального взлета и посадки, система Vertex объединяет данные от нескольких лидарных и электронно-оптических/инфракрасных датчиков для создания картины окружения вертолета, обеспечивая автономный взлет, посадку и перемещение на земле.
Кроме того, FlightLab будет оснащен системой fly-by-wire (электродистанционный системой управления) с боковым стиком, который заменит ручки управления общим и циклическим шагом винта и педали. По словам Крысински, предназначенная для программы усовершенствованной воздушной мобильности CityAirbus NextGen, эта система, которая также включает в себя функцию активного триммирования, является контроллером для «пилота поколения миллениалов». Первоначально тестирование будет сосредоточено на боковом стике управления и электродистанционной системе управления, а полный пакет Vertex появится позже в этом году.
Скоростной Racer должен полететь осенью
Между тем, Racer — высокоскоростной вертолет с толкающими винтами — приближается к первому полету. «Сейчас мы очень хорошо продвинулись. Мы хотим взлететь в ноябре», — сказал Крысински.
Прогресс был замедлен из-за задержки поставки главного редуктора вертолета от Avio Aero из Италии, но теперь Airbus Helicopters получила его, и он проходит стендовые испытания на выносливость. Ожидается, что готовый к полету редуктор будет поставлен в июле, что позволит начать наземные испытания готового Racer после летнего перерыва.
Racer сейчас находится на продвинутой стадии сборки