В ходе панельной дискуссии на саммите JetNet 2025 в Вашингтоне (округ Колумбия) на прошлой неделе руководители отрасли подчеркнули беспрецедентное глобальное увеличение богатства в качестве основного катализатор спроса на деловую авиацию, признав при этом, что узкие места в цепочке поставок продолжают сдерживать рост.
Тьерри Бетбези, генеральный директор Dassault Falcon Jet, и Майкл Амальфитано, президент и генеральный директор Embraer Executive Jets, рассказали о том, как формирование благосостояния, а не традиционные рыночные факторы, меняют ландшафт отрасли. В беседе с модератором Питом Бансом руководители обсудили региональные рыночные различия, технологические инновации и сохраняющиеся проблемы в цепочке поставок.
Credit Suisse прогнозирует рост благосостояния более чем на 20% к 2029 году. «Если посмотреть на ситуацию подробнее, почему растёт отрасль?» — спросил Амальфитано. «Это потому, что создаваемое богатство позволяет людям покупать самолёты, и теперь они воспринимают это как самоидентификацию: „Вот кто я такой. Мне нужен самолёт“».
Оба руководителя отметили, что, несмотря на геополитическую напряженность и сложности с регулированием, базовый спрос остаётся высоким. «Люди, которым нужны бизнес-джеты, покупают их. Кого волнует, что происходит на рынке?» — заявил Амальфитано, подчеркнув устойчивость отрасли к внешнему давлению.
Отрасль демонстрирует рост примерно на 3%, хотя оба участника дискуссии предположили, что этот показатель отражает ограничения предложения, а не спроса. Текущие производственные мощности и доступность рабочей силы препятствуют более высоким темпам роста, создавая дисбаланс между спросом и предложением, который способствует стабильности рынка.
Региональные рыночные различия — возможности и проблемы
Согласно недавно опубликованной статистике GAMA, поставки деловой авиации в Северной Америке выросли более чем на 8%, что подтверждает, что этот рынок продолжает демонстрировать самые высокие показатели. Региону способствуют благоприятная нормативно-правовая среда, развитая инфраструктура и устойчивый экономический рост.
Компания Embraer сообщила о особенно высоких показателях в своих основных сегментах рынка, достигнув в категориях самолётов начального уровня, лёгких, средних и суперсредних джетов доли рынка в 31%. Портфель заказов компании достиг $7,6 млрд, при этом сохранялись высокие показатели соотношения заказов к поставкам.
Европейские рынки сталкиваются с регуляторными проблемами, такими как предлагаемый налог на топливо в размере 0,41 евро за литр и пассажирские сборы в размере от 410 до 2100 евро (от $481 до $2465). «Это препятствие для деловой авиации в Европе», — признал Бетбези, отметив разницу в налоговом бремени между США и европейскими странами.
Несмотря на эти трудности, Бетбези сказал, что покупательское поведение клиентов в целом остаётся неизменным. Он отметил, что политическая оппозиция переключилась с проблем выбросов на другие геополитические вопросы, что свидетельствует о снижении давления на бизнес-авиацию.
Латинская Америка продолжает демонстрировать уверенный рост, особенно в Бразилии, где Embraer получает преимущества в сфере регулирования благодаря сотрудничеству с ANAC. Компания может добиться более коротких сроков сертификации по сравнению с процессами FAA, что обеспечивает ей конкурентные преимущества в разработке воздушных судов.
На рынках Азиатско-Тихоокеанского региона наблюдаются смешанные условия: Китай остаётся политически сложным, а Юго-Восточная Азия демонстрирует потенциал роста. Основным сдерживающим фактором в регионе является развитие инфраструктуры, а не создание богатства. «Нельзя просто сосредоточиться на населении; необходимо сосредоточиться на том, как вы взаимодействуете через инвестиции, глобализацию, которая позволяет строить самолёты специально для этих целей», — пояснил Амальфитано.
Руководители переосмыслили традиционные дискуссии о цепочке поставок, заявив, что нынешние узкие места создают проблемы с производительностью и качеством, а не с доступностью запчастей. «У нас много комплектующих. Но критические детали, которые тормозят движение конвейера, представляют собой проблему», — сказал Амальфитано.
Основные узкие места возникают в двигателях, шасси, специализированных компонентах и материалах, требующих особого производственного опыта. Потеря квалифицированных рабочих во время пандемии создала проблемы с контролем качества, требующие масштабных программ переподготовки.
Обе компании отреагировали на это размещением персонала на ключевых объектах поставщиков для обучения и контроля качества. Dassault сообщила о направлении сотен сотрудников на объекты подрядчиков для устранения дефицита навыков и оптимизации производственных процессов.
Уязвимости, связанные с закупками у одного поставщика, стали очевидны для многих категорий компонентов, что побудило к поиску альтернативных поставщиков. Однако требования сертификации для новых поставщиков создают значительные задержки в решении проблемы ограниченности мощностей.
Производители расширяют инвестиции в ТОиР и возможности обслуживания
Производители увеличивают инвестиции в услуги ТОиР, рассматривая их как стратегические приоритеты. «Никто не знает наши самолёты лучше нас самих», — сказал Бетбези. «Никто не знает Falcon лучше, чем Dassault, и предоставление качественного сервиса, вероятно, является залогом роста ваших будущих продаж».
Превосходные возможности обслуживания напрямую влияют на будущие продажи, обеспечивая более эффективный контроль за цепочкой поставок критически важных компонентов. Расширенные возможности ТОиР также решают проблемы клиентов, связанные с доступностью воздушных судов и сроками выполнения заказов.
Развитие персонала в сфере ТОиР требует адаптации к молодым специалистам, которые учатся иначе, чем предыдущие поколения. По словам Бетбези, компании внедряют визуальные и цифровые инструменты обучения, чтобы учесть эти предпочтения, сохраняя при этом стандарты качества.
Технологические инновации через сотрудничество
Оба производителя используют свои диверсифицированные портфели для ускорения инноваций на платформах деловой авиации. Dassault продолжает разрабатывать возможности управления одним пилотом, несмотря на недавнюю паузу в исследованиях EASA, опираясь на достижения военных и оборонных технологий.
Falcon 10X будет оснащен новой кабиной, спроектированной с целью снижения нагрузки на пилотов за счёт усовершенствованных систем автоматизации и навигации, включая единую ручку управления для обоих двигателей и режим вывода из аварийного положения. «Знание того, что нагрузка на двух пилотов будет меньше, означает большую безопасность и больший комфорт для пассажиров», — сказал Бетбези.
Embraer работает в семи инновационных направлениях, включая нулевые выбросы, искусственный интеллект, автономные системы и передовое производство. Эти инициативы охватывают оборонную, коммерческую и деловую авиацию, при этом городская воздушная мобильность служит потенциальным полигоном для испытаний автономных технологий.
Инвестиции в долевой рынок и инфраструктуру
Сегмент долевого владения продемонстрировал особую устойчивость в условиях недавней волатильности рынка. Embraer сообщила о росте активности в сегменте долевого владения на 77% с 2020 года, что превышает средний показатель по отрасли (57%) для аналогичных самолётов.
Этот сегмент служит отправной точкой для молодых и обеспеченных людей, желающих получить доступ к частной авиации перед переходом на полное владение самолётом. Динамика рынка долевого владения вселяет оптимизм в отношении долгосрочной демографической ситуации в отрасли и развития клиентской базы.
Расширение рынка за пределы традиционных регионов требует скоординированного развития инфраструктуры, включая аэропорты, ангары, топливозаправочные станции и нормативно-правовую базу. Без этих основополагающих элементов производители самолётов не смогут эффективно обслуживать развивающиеся рынки, несмотря на рост благосостояния и спроса.
Оба участника дискуссии подчеркнули, что сроки инвестиций в инфраструктуру часто превышают циклы разработки самолётов, что создаёт трудности в стратегическом планировании при принятии решений о выходе на рынок. Успешное расширение обычно требует партнёрства с местными организациями, обладающими знанием рынка и эксплуатационными возможностями. Embraer и Dassault продолжают оценивать глобальные возможности, признавая, что устойчивый рост требует комплексного развития экосистемы, а не только поставок самолётов.
Источник: AIN