Первый полет модернизированного вертолета «Ансат» с российскими двигателями ВК-650В, состоявшийся 2 сентября 2025 года, стал знаковым событием для отечественного авиастроения. Легкий многоцелевой вертолет, ранее оснащавшийся канадскими силовыми установками, движется в сторону полной импортонезависимости, а новая силовая установка Объединенной двигателестроительной корпорации по ряду характеристик превосходит зарубежные аналоги. О развитии программы «Ансат» и о том, что еще изменилось внутри вертолета, — в материале Госкорпорации Ростех.

Ровесник эпохи
История «Ансата» связана с тем, как развивалось отечественное вертолетостроение в постсоветское время. В 1990-е годы многие промышленные предприятия страны испытывали кризис. В это время Казанский вертолетный завод (КВЗ) получил возможность выйти на международный рынок, благодаря чему было модернизировано производство, внедрены современные технологии, а также создано собственное конструкторское бюро. Результатом этого стала разработка нового легкого многоцелевого вертолета, которому дали звучное имя: «Ансат» на татарском значит «легкий», «простой». Его первый полет состоялся в 1999 году, а через пять лет после всех испытаний «Ансат» получил Сертификат типа и началась эксплуатация первого вертолета новой России.
«Ансат» предназначен для полетов с коммерческой нагрузкой 600-1000 кг на дальность до 500 км, что позволяет ему быть экономичным и простым в эксплуатации. В основе этого вертолета — классическая одновинтовая схема с рулевым винтом и двумя двигателями. В разработке также использовались передовые для российского вертолетостроения решения. Например, помимо версии со стандартной гидромеханической есть вариант с электродистанционной системой управления. На цифровых дисплеях приборной панели отражается информация о режимах силовой установки и системах вертолета, это помогает пилоту контролировать работу всех систем вертолета в течение полета.
На базе сертифицированной версии вертолета КВЗ разработал варианты для различного гражданского использования. Есть «Ансат» в пассажирской модификации (до 8 пассажиров), в том числе VIP с салоном повышенной комфортности (до 5 пассажиров). Специализированные варианты оснащены необходимым оборудованием: транспортный — надежными креплениями, медицинский — современным медицинским модулем (два медицинских работника и один пострадавший). В универсальной версии кабину можно модифицировать в зависимости от задачи: медпомощи, перевозки пассажиров или груза. Помимо этого, есть учебная версия «Ансата», на которой пилоты совершают тренировочные полеты и отрабатывают навыки.
Надежный и быстрый
Благодаря своей компактности и маневренности «Ансат» востребован в экстренной помощи, поисково-спасательных службах и патрулировании территорий. Его ключевые преимущества — вместительная кабина и возможность приземляться на малых неподготовленных площадках. Наряду с Ми-8/17 этот вертолет используется в Национальной службе санитарной авиации Ростеха (НССА). «Ансат» позволяет провести необходимые реанимационные процедуры прямо на борту. Чаще всего помощь требуется пострадавшим в ДТП и различных авариях, пациентам с тяжелыми травмами, инсультами и инфарктами, беременным женщинам.
Сегодня в воздушном парке НССА насчитывается 38 «Ансатов». Они используются в основном в Центральной России и Приволжье, на Кавказе и Урале. «Ансат» может эксплуатироваться в горах на высотах до 3500 метров, его можно применять в поисково-спасательных операциях в местности со сложным горным рельефом, а также в условиях температур от −45 до +50 градусов по Цельсию. Недавно вертолеты этой модели начали использоваться на Крайнем Севере, они пополнили воздушный парк «Авиации Колымы». С 2018 года только в России «Ансаты» помогли спасти более 42 тыс. человек.
Репутация «Ансатов» как эффективных средств спасения и эвакуации людей определяет интерес к модели на международном рынке. В прошлом году КВЗ и «Вертолеты России» представили на саммите БРИКС полицейскую версию вертолета, которая оснащена поисковым прожектором, громкоговорителем, лебедкой и внешней подвеской. В качестве воздушных судов различных служб «Ансаты» используются в разных странах. Например, в Зимбабве на базе 12 российских вертолетов при поддержке Ростеха создана первая на Африканском континенте санитарная авиация.
Импортозамещенный «Ансат»: не только ремоторизация
Малая дальность полетов долгое время была основным ограничением, которое мешало продвигать «Ансат» на международном рынке. Чтобы справиться с ним, КВЗ разработал модернизированную версию «Ансат-М». «Ансат-М» получил обновленную топливную систему (позволившую увеличить дальность полета до 660 км), новейшую бортовую электронику, а также было увеличено применение композитных материалов в конструкции вертолета. Модель была сертифицирована в 2022 году.
На этом история обновления «Ансата» не закончилась. В рамках импортозамещения необходимо было заменить иностранные комплектующие на отечественные разработки. В первую очередь это касалось двигателей — самой сложной части летательного аппарата. Импортозамещенный «Ансат-М», который получил российские двигатели, совершил свой первый полет в сентябре этого года. Теперь роль «сердца» в нем выполняют двигатели ВК-650В, разработанные Объединенной двигателестроительной корпорацией.
ВК-650В создан на петербургском предприятии «ОДК-Климов» для вертолетов легкого класса. Это первый российский двигатель в классе мощности 650–750 лошадиных сил. Разработки стартовали в 2019 году, а уже в 2023 году установка успешно прошла инженерные испытания. ВК-650В способен заменить импортные двигатели на «Ансате», Ка-226Т и других вертолетах взлетной массой до 4 тонн, в том числе зарубежных. Среди преимуществ специалисты отмечают высокий ресурс, модульность конструкции, цифровую систему автоматического регулирования типа FADEC. В начале года ОДК получила сертификат типа, который подтверждает, что конструкция ВК-650В соответствует всем требованиям и нормам летной годности.
Помимо двигателей «Ансат» оснастили обновленной авионикой и автопилотом, модифицированной конфигурацией капотов и противопожарных перегородок, улучшенной топливной и масляной системами. Каркас фонаря кабины полностью выполнили из углепластика — полимерного композитного материала, известного своей легкостью и высокой прочностью.
Модернизированному «Ансату» предстоит пройти все необходимые испытания в рамках сертификации. По словам главы Минпромторга России Антона Алиханова, начало серийных поставок «Ансата» с российскими двигателями ожидается с 2027 года.









