Для нас кризис стал стимулом для оптимизации по всем направлениям

Финансовый кризис, охвативший авиационную отрасль, естественно, сказался и на бизнесе аэропортов. Но для аэропортов группы "Базэл Аэро" он явился еще и гигантским стимулом для оптимизации деятельности

Финансовый кризис, охвативший авиационную отрасль, естественно, сказался и на бизнесе аэропортов. Но для аэропортов группы "Базэл Аэро" он явился еще и гигантским стимулом для оптимизации деятельности. Что было предпринято для улучшения финансовых результатов, с какими итогами компания закончила 2009 год, и каковы планы развития аэропортов группы, корреспонденту "АвиаПорта" рассказал генеральный директор ООО "Базэл Аэро" Сергей Лихарев.

- Как сказался на бизнесе аэропортов финансовый кризис, какие он внес коррективы?

- Разумеется, кризис сказался, и сказался крайне серьезно. В начале 2009 года по группе аэропортов "Базэл Аэро" было зафиксировано падение перевозок от 20% до 30% по отношению к предыдущему году. Ситуация была крайне сложной. Особенно пострадал аэропорт "Сочи", было падение пассажиропотока до 30% в начале года - люди практически перестали ездить в Сочи на зимние каникулы. Краснодар пострадал меньше, так как это аэропорт, ориентированный в том числе на бизнес-перевозки. Сейчас ситуация практически восстановилась, по группе в целом спад по итогам года составил всего 5%, а "Краснодар" практически вышел на показатели прошлого года. Но это все далось очень непросто.

Что касается корректив, то для нас кризис явился еще и гигантским стимулом для оптимизации нашей деятельности по всем направлениям. Для того, чтобы стабилизировать ситуацию, мы предприняли целый ряд экстраординарных мер, направленных на привлечение авиаперевозчиков, расширение спектра услуг, оптимизацию расходов и численности персонала. Эти действия оказались весьма плодотворными, но мы не намерены останавливаться, и будем закреплять достигнутые успехи.

- С какими производственными показателями вы завершили 2009 год?

- В 2009 году пассажирские авиаперевозки в аэропортах "Базэл Аэро" по сравнению с 2008 годом сократились на 5% - до 3 млн 567 тыс. человек, тогда как по России падение составило около 8%. В начале 2009 года мы думали, что падение составит примерно 15%. К счастью, цифры оказались гораздо лучше.

Мы надеемся, что в следующем году будет рост на 15-20% по сравнению с 2009 годом. Но предсказывать цифры очень трудно, ситуация еще далека от стабильности. Очевидно, что рост будет, точные цифры станут ясны ближе к летней навигации 2010 года.

- Каковы финансовые результаты работы аэропортов?

- Финансовые результаты работы аэропортов очень хорошие: EBITDA выросла почти в два раза, на 92%, а прибыль - почти в три раза, на 181%. Доходы от авиационной деятельности выросли на 4%, а неавиационные - на целых 63%.

- Есть ли планы по привлечение новых перевозчиков?

- Конечно. В 2009 году в Краснодар мы привлекли семь новых перевозчиков, в Сочи - шесть, в Анапу - четыре. Мы ввели политику "открытого неба", не делаем никаких предпочтений никаким авиакомпаниям, и всех приглашаем летать к нам. Это в значительной степени помогло скомпенсировать влияние экономического кризиса. Многие компании существенно расширили географию или частоту полетов. Для того, чтобы всего этого добиться, мы расширили спектр услуг, сертифицировали аэропорты для приема новых типов воздушных судов. Например, аэропорт "Краснодар" мы сертифицировали на прием десяти новых типов воздушных судов. Такое резкое расширение технических возможностей аэропортов благоприятно повлияло на желание авиакомпаний сюда летать. В частности, в "Краснодаре" общие провозные емкости увеличились на 60% за год.

В "Сочи" в 2010 году прогнозируется увеличение рейсов и провозных емкостей относительно прошлого года на 70%, в первую очередь, за счет увеличения рейсов на московском направлении. Планируется открытие новых направлений: Киев, Баку, Ашхабад, Кишинев, Тель-Авив, Стамбул и др. Также планируется привлечь на базирование воздушные судна Airbus А319 и Ан-148 авиакомпании "ГТК "Россия". Таким образом, мы планируем выйти на уровень "золотого" 2008 года.

- Будут ли развиваться внутренние авиаперевозки в Краснодарском крае?

- Конечно, будут. Мы сотрудничаем с "Авиалиниями Кубани" и всегда их призываем развивать межаэропортовое сообщение. Сейчас два раза в день осуществляется рейс Краснодар - Сочи. В этом году на этот же маршрут встала авиакомпания "ЮТэйр", в их планах есть рейсы из Геленджика в Сочи и Краснодар. Рассматриваются также "треугольные" перевозки типа Геленджик - Сочи - Краснодар. Большую заинтересованность в развитии региональных перевозок проявляют также компании "Якутия" и "Регион-Авиа", надеюсь, что они начнут летать по краю уже в 2010 году.

- Рассматривается ли вопрос железнодорожного сообщения между аэропортами Краснодарского края?

- Таких планов нет, да они и не нужны. Между аэропортами надо летать на самолетах, а не ездить на поезде.

- Каким образом осуществляется поддержка государства и регионального правительства?

- Аэропортовый бизнес - это один из наиболее ярких примеров государственно-частного партнерства, мы активно взаимодействуем с государственными структурами. Идет большая реконструкция аэродромных сооружений в Сочи, первая фаза реконструкции взлетно-посадочных полос и перрона уже завершена. В следующем году начинается вторая крупная фаза по строительству перрона в межполосье и сети рулежных дорожек, что существенным образом повысит пропускную способность аэродрома Сочи, доведет его до требуемых по заявочной книге МОК 25 взлетно-посадочных операций в час. Государство инвестирует очень большие деньги в эту реконструкцию, а мы, в свою очередь инвестируем в реконструкцию аэровокзального комплекса.

Также предстоящая реконструкция ВПП в Анапе и Краснодаре, завершенное строительство полосы в Геленджике - финансовый вклад государства. Очевидно, что ни аэродром, ни аэровокзал не могут функционировать друг без друга, поэтому мы тесно сотрудничаем со структурами Росавиации. С администрацией Краснодарского края мы активно работаем по оптимизации налогообложения, вопросам социальной политики и другим, ведь аэропорты группы "Базэл Аэро" - одни из градообразующих предприятий и крупнейшие налогоплательщики. Взаимодействие хорошее и конструктивное.

- Есть ли у группы планы по приобретению других аэропортов?

- По этому вопросу лучше обратиться к нашему главному акционеру - компании "Базовый Элемент".

- Существует ли вероятность, что часть аэропортов или все аэропорты группы будут выставлены на продажу в обозримом будущем?

- Таких планов нет. Мы не собираемся выходить из аэропортового бизнеса, хотя бы потому, что потенциал его роста еще далеко не исчерпан, а выходить на минимуме смысла нет, тогда не надо было и вкладываться.

Аэропорт "Сочи"

- Сколько уже инвестировано в строительство нового терминала аэропорта "Сочи"? Сколько еще будет вложено?

- С учетом всех предыдущих вложений, общая сумма инвестиций в аэропорт "Сочи" составит около 7,5 млрд рублей. Сейчас уже инвестировано около 6 млрд. руб., предстоит освоить еще около полутора миллиардов.

- Когда состоится полномасштабный ввод в эксплуатацию нового аэровокзального комплекса в Сочи?

- Новый терминал с 16 сентября работает в тестовом режиме. С 16 сентября по 9 ноября мы обслуживали только бизнес авиацию, а с 9 ноября началось обслуживание коммерческих рейсов по 50-100 пассажиров, уже обслужили более полутора тысяч человек. Полный ввод нового терминала в эксплуатацию запланирован на март 2010 года.

- Какая будет пропускная мощность нового терминала?

- Когда в конце марта мы введем в эксплуатацию терминал без галереи и телетрапов, пропускная способность будет составлять 1600 пассажиров в час. К сентябрю 2012 года достроим галерею и телетрапы, и пропускная способность составит уже 2,5 тыс. пассажиров в час, в том числе 500 пасс/час на международных линиях. А в последующем с помощью современных методов управления пассажиропотоком мы планируем увеличить возможности обслуживания до 3,8 тысяч пассажиров в час.

- Какие планы по развитию инфраструктуры вокруг аэропорта "Сочи"?

- Планы очень большие. Предусматривается развитие комплекса паркингов, гостиницы, делового и торгового центров и других объектов. В конечном итоге, наша цель - сделать аэропорт новым центром развития города Сочи.

- Какие внедряются современные технологии для обслуживания пассажиров, грузов и самолетов?

- Насыщенность аэровокзального комплекса в Сочи технологическими системами очень высокая. Это она даже не одно, а несколько поколений вперед по отношению к тому, что у нас есть сейчас. В терминале установлено новейшее интеллектуальное оборудование по регистрации пассажиров, сортировке и досмотру багажа. Уровень новых технологий настолько высокий, что мы планируем несколько месяцев работы только для того, чтобы обучить сотрудников работе с такими системами.

Также мы внедряем современные методы "бережливого производства" (lean manufacturing). Первые результаты уже проявились - производительность труда в аэропорту увеличилась на 2% - и это в кризисный год, в начале которого она упала на 25%.

- Каковы планы по развитию сообщения аэропорта с городом?

- К 2012 году к аэропорту будет достроена железнодорожная ветка скоростной дороги, которая пойдет от аэропорта до Адлерского вокзала, а оттуда до Красной Поляны.

- Как будет развиваться и готовиться аэропорт "Сочи" к Олимпиаде?

- Как я уже говорил, к терминалу будет пристроена посадочная галерея с 10 телетрапами, облегчающими и ускоряющими посадку и высадку пассажиров. Также будет построен дополнительный совмещенный терминал для VIP-пассажиров и деловой авиации. Строить ничего более существенного мы не будем, главная задача - отработать современные технологии обслуживания пассажиропотока, обеспечить авиационную безопасность. 6 февраля на неделю поедем в Ванкувер перенимать опыт этого аэропорта по приему гостей Олимпиады.

Аэропорт "Геленджик"

- Когда начнется полноценная эксплуатация аэропорта "Геленджик"?

- Аэропорт "Геленджик" уже сейчас готов принимать самолеты и обслуживать пассажиров, но, к сожалению, есть ряд нерешенных вопросов, связанных с оформлением земельного участка и сертификацией этого совершенно нового, построенного с нуля, аэропорта. Мы совместно с государственными организациями активно работаем над устранением всех существующих в настоящий момент препятствий.

Сейчас закончено строительство первой очереди аэровокзального комплекса, который состоит из трех крупных блоков: пассажирский терминал, энергоблок и служебно-техническое здание. Мы уже провели презентацию аэропорта для авиакомпаний, все остались довольны. Сейчас уже получены заявки от перевозчиков на летнюю навигацию на более, чем 50 рейсов в неделю! Это, конечно, очень оптимистический уровень, и, скорее всего, не все заявки подтвердятся, но даже если реализуется только половина из них, это будет уже огромный успех, т.к. раньше мы рассчитывали не более, чем на 7-10 рейсов в неделю. 9 февраля мы планируем организовать первый чартерный рейс с пассажирами в Геленджик из аэропорта Домодедово самолетом авиакомпании АЛК, а полномасштабную эксплуатацию начнем с мая 2010 года.

- Какие планы по развитию инфраструктуры аэропорта "Геленджик"?

- В аэропорту, несмотря на его поначалу скромные размеры, с самого начала будет все необходимое для комфорта пассажиров: парковки, удобные залы ожидания, камера хранения, комната матери и ребенка, медпункт, машина упаковки багажа, точки питания, торговые точки. Часть из них будет размещена под навесами на привокзальной площади, ведь Геленджик - это преимущественно летний аэропорт. После того, как мы отработаем одну-две летние навигации, будет принято решение о строительстве основного здания пассажирского терминала, топливозаправочного комплекса и ряда служебных строений.

Аэропорт "Анапа"

- Какие планы по реконструкции аэропорта "Анапа"?

- План реконструкции аэродрома разработан, бюджетные средства выделены, в октябре 2010 года, сразу после окончания летней навигации, начнется производство работ, которые планируется завершить к маю 2011 года. Пассажирский терминал пока в коренной реконструкции не нуждается, так как он не ограничивает пропускную способность аэропорта.

Проектирование и строительство нового аэровокзального комплекса планируется на 2012-2014 годы. Первая очередь - реконструкция вокзала внутренних линий с пропускной способностью 1200 пасс./час, вторая очередь - вокзал международных линий с пропускной способностью 300 пасс./час.

Аэропорт "Краснодар"

- Планировалось, что в 2011 году начнется реконструкция ВПП аэропорта "Краснодар". Все в силе?

- Надеемся, что начнется, хотя бюджет государства на реконструкцию ВПП сокращен больше чем на 60%. Проектные работы по разработке плана реконструкции продолжаются. Пока же мы своими силами проводим текущий ремонт взлетно-посадочной полосы и перрона, в прошлом году потратили около 20 млн рублей. Надеемся, что государство не откажется от своих планов, ведь аэропорт "Краснодар" - это запасной аэропорт для сочинской Олимпиады, поэтому к 2012 году полоса точно должна быть реконструирована. Региональное правительство нас тут поддерживает, совместно с нами ходатайствует перед федеральным правительством, решает вопросы снижения налога на имущество и землю.

- Какие планы по реконструкции терминала аэропорта "Краснодар"?

- Он, несомненно, будет реконструироваться в 2012-2013 годах. Пока же он, как и в Анапе, не является узким местом и справляется с существующим пассажиропотоком.

Аэропорт "Ейск"

- Каково текущее состояние дел аэропорта "Ейск", есть ли планы его развития?

- Аэропорт "Ейск" - у нас самый маленький аэропорт, но он активно развивается: пассажиропоток в этом году вырос на 50%. Помимо гражданских самолетов, там базируется сельскохозяйственная авиация. Раньше мы рассчитывали на развитие игровой зоны "Азов-Сити", но пока там ничего не делается. Как только начнется активно строиться зона "Азов-Сити", начнет развиваться и аэропорт. Пока там мощностей вполне хватает.

Источник: Елена Слюсарева // АвиаПорт.Ru