SKYe SH09 – первый швейцарский вертолет

Швейцария – исторический интернациональный анклав, окруженный тремя главными национальными государствами континентальной Европы – Германией, Францией и Италией. Швейцария прекрасно жила без собственных вертолетостроительных проектов и жила бы дальше, если бы не компания Marenco Swisshelicopter Ltd.

 

Швейцария – исторический интернациональный анклав, окруженный тремя главными национальными государствами континентальной Европы – Германией, Францией и Италией. Швейцария прекрасно жила без собственных вертолетостроительных проектов и жила бы дальше, если бы не компания Marenco Swisshelicopter Ltd. Швейцарцы разных языковых групп – франкофоны, свичдойч и швейцарские итальянцы – оказались ценными кадрами не только для Европарламента и ООН, но и для технологических компаний трех стран. В конце концов, число конструкторов, высококвалифицированных вертолетных инженеров и пилотов из Швейцарии, поработавших в EADS, в Finmeccanica или, скажем, в Boeing, - превысило критическое значение.

Поддерживаемая крупной и весьма влиятельной финансовой группой и движимая страстной влюбленностью в вертолеты, Marenco Swisshelicopter Ltd была основана в 2007 году для непосредственной разработки, строительства и серийного производства легкого турбинного вертолета новой концепции.

Оказавшись лицом к лицу со столь невыполнимой миссией, компания Marenco Swisshelicopter Ltd, тем не менее, осмелилась взяться за разработку нового поколения вертолетов. Проект энтузиастов из Альпийской республики был сконцентрирован на идеях конкурентного преимущества, модульности, передовой эргономики и выборе материалов.

Стоит ли удивляться, что швейцарцы сразу и без ложной скромности, отправили полномасштабную экспериментальную модель SKYe SH09 на главную вертолетную выставку Heli-Expo, которая в этом году проходила во Флориде, назвав свою дебютную работу «следующим витком в развитии индустрии вертолетной авиации».

Первый опытный экземпляр легкого однотурбинного вертолета был запущен вначале этого года, а первые испытательные полеты SKYe SH09 запланированы на 2012 год.

Прорывной вертолет было решено сделать взлетной массой 2,5 тонн, так что "09" попадает в довольно плотную нишу для моделей с одним ГТД, где поблизости и Bell 407, и AS350, и A119 Koala, и EC130 – сплошные бестселлеры. Так что SKYe SH09 разрабатывался с тем расчетом, чтобы выгодно отличаться от своих конкурентов. Разработчик заявил об исключительно современных и высоких эксплуатационных характеристиках, гибкой концепции управления двигателем и низкой шумовой сигнатуре, благодаря вновь разработанной динамической сборке и доработанному фенестрону.

Вертолет разработан для полетов в любое время суток, при любой погоде, и может быть использован как для выполнения боевых задачах, так и для нужд коммерческих операторов по всему миру.

Надо признать, что у SKYe SH09 заявлена весьма высокая крейсерская скорость - 270 км/ч (145 узлов), что делает его самым быстрым однодвигательным легким вертолетом в своем классе (у Bell 407 крейсерская около 215 км/ч, максимальная – 250 км/ч). Также заявляется о возможности перелета на очень большие дистанции - свыше 800 км (430 морских миль) при стандартных топливных баках.

SKYe SH09 оснащен двигателем HTS900, разработанным компанией Honeywell. В HTS900 объединены технологии следующего поколения, в том числе, двойной центробежный компрессор, обеспечивающий большую выходную мощность, сниженный расход топлива двигателем и увеличение производительности двигателя при той же архитектуре компрессора.

Среди преимуществ двигателя также указывается: современная турбина с низким расходом топлива, отсутствие жестко установленного МР (межремонтного ресурса) и современная система FADEC (автономная цифровая система управления двигателем), которая сокращают объем работ, выполняемых пилотом, особенно во время взлета, и обеспечивает вертолету высокие эксплуатационные характеристики. Передовая двухканальная система FADEC нового поколения с предусмотренным ручным резервом для перехода на ручное управление не только обеспечит безопасность полета, но также облегчит проведение работ по обслуживанию, поиску и устранению неисправностей двигателя. Обладая ведущим в индустрии отношением мощности к весу, двигатель обеспечивает высокие эксплуатационные характеристики при максимальном КПД и сниженной токсичности отработанных газов.

Весьма вероятно, что когда творение Marenco Swisshelicopter Ltd. поднимется в воздух и начнет оправдывать ожидания разрабочиков, машина тут же окажется в центре внимания

операторов, которые захотят воспользоваться улучшенными характеристиками машины, обладающей дополнительной мощностью, большей грузоподъемностью, дополнительной возможностью внешней подвески для переноски груза на тросах и впечатляющей крейсерской скоростью. Однако пока о таком интересе говорить рано.

Что у швейцарцев несомненно уже получилось, так это особые предложения по вертолетному дизайну и эргономике, которые реализованы в макете, хотя насколько они будут полезны для практической машины пока трудно оценить. Фюзеляж вертолета, полностью выполненный из композитных материалов, – первое подобное тотальное решение в этом сегменте рынка.

Универсальность кабины будет обеспечиваться за счет уникально высокого потолка, что позволит организовать размещение нескольких сидячих мест с 5–8 отдельными удароустойчивыми сиденьями и упрощенный доступ через заднюю часть вертолета для погрузки груза или медицинских носилок через створки реверса тяги. Такая компоновка позволит использовать вертолет для перевозки пассажиров с возможностью экстренной эвакуации.

На вертолете SKYe SH09 будет реализован инновационный, эргономичный человеко-машинный интерфейс с компьютеризированными графическими дисплеями, разработанным с целью повышения безопасности и ситуативной информированности, в которой объединены новейшие авиационные технологии, включая современные системы управления полетом, зарекомендовавшие себя в индустрии самолетов бизнес-класса. Естественное расположение элементов управления, переключателей и регулируемые сиденья позволят пилотам сконцентрироваться на полете и важных моментах безопасности.

Ко всему прочему, SKYe SH09 будет пилотажным вертолетом. Среди его важных характеристик заявлена превосходная маневренность, обеспеченная, в том числе, передовой бесподшипниковой системой несущего винта с 5 лопастями, полностью выполненными из композитного материала, основными преимуществами которой является надежная конструкция и устойчивость к коррозии. Все это, естественно, позволит сократить объем требований к техническому обслуживанию и обеспечит низкие затраты на весь срок их эксплуатации, низкий уровень вибрации и высокую степень надежности и безопасности при полном отсутствии риска удара колонки.

Но, возможно, самой выдающейся из характеристик SKYe SH09 является очень низкий уровень шума, не только внутри большой кабины, но и снаружи.

Вертолет SKYe SH09 оснащен закрытым рулевым винтом знакомой по вертолетам Eurocopter конфигурации, обеспечивающим сниженный уровень шума, высокий уровень безопасности, так как риск соприкосновения с препятствиями или телесных повреждений значительно снижен. Впрочем, в смысле узнаваемости яркий след Eurocopter прослеживается и в других элементах SKYe SH09. Конструкторами компании предпринята попытка повысить шумопонижающие возможности фенестрона. Как говорится в презентационных материалах Marenco Swisshelicopter Ltd.: «Наш рулевой винт был разработан для деликатно-тихого оркестрового исполнения симфонии, с сохранением привычной рабочей обстановки».

Последующая разработка, изготовление опытных экземпляров и окончательная сборка летательного аппарата будет производиться в конструкторском центре Marenco Swisshelicopter, расположенном недалеко от Цюриха.

Владимир Орлов

Источник: АВИ