Кризисы приходят и обязательно уходят


Глава Группы компаний «АВКОМ» Евгений Бахтин подводит итоги работы в ушедшем году
Редакция BizavNews продолжает опрос ключевых игроков отечественного рынка деловой авиации о том, как закончился весьма сложный и противоречивый 2014 год. Отлично понимая, что ситуация далека от идеальной, мы выбрали достаточно простой формат и не стали обременять наших спикеров «планами на будущее» и цифрами. Сегодня у нас в гостях Президент ГК «АВКОМ» Евгений Юрьевич Бахтин.

Евгений Юрьевич, каковы Ваши ощущения о работе в 2014 году? Насколько сильно рынок скорректировал производственные показатели в ушедшем году? Успели ли Вы «подстроиться» под текущие экономические реалии?

Говоря об итогах развития деловой авиации в 2014 году нельзя не отметить существенную волатильность рынка бизнес-авиаперевозок, умеренный рост которого в 10-12% в первые месяцы 2014 г. сменился на тенденцию к сокращению в середине и существенное (до 15%) падение в последние месяцы ушедшего года. Особенно пострадал рынок международных полетов (до 35-40%), что, впрочем, в некоторой степени компенсировалось ростом спроса (10-15%) на полеты внутри России. Политика Росавиации по фактической либерализации выдачи разрешений на полеты иностранных частных воздушных судов в российском воздушном пространстве несколько улучшила статистику движения, хотя и существенно потеснила на внутреннем рынке отечественных операторов деловой авиации, находящихся под налоговыми и импортными ограничениями и неспособных вследствие этих факторов предложить клиентам новые современные бизнес-самолеты.

К сожалению, дерегулирование цен в московских аэропортах, повысившее и без того немалые цены на сервисное обслуживание деловой авиации в 2014 г., еще больше сокращает ценовую привлекательность использования бизнес-джетов для деловых и развлекательных поездок.

В этих непростых экономических условиях ключевыми факторами для выживания немногочисленных отечественных операторов деловой авиации и владельцев воздушных судов становится снижение эксплуатационных и других расходов на содержание авиапарка и выполнение полетов. В целях сокращения издержек и повышения экономической эффективности, группа компаний АВКОМ переместила технический центр – «АВКОМ-Техник» – на новую базу на аэродроме «Раменское», где в реконструированных ангарных эллингах нашей компании «МЦДА» созданы все условия для технического обслуживания и хранения бизнес-самолетов.

Полагая, что снижение издержек расширит ценовую доступность деловой авиации, наша компания «Джет Тревел Клуб» (JTC) подготовила несколько интересных программ, позволяющих членам JTC пользоваться всеми преимуществами частных джетов, расходуя средства меньше тарифов бизнес-класса регулярных авиакомпаний на аналогичных маршрутах. Новые программы JTC включают и предоставление люксового автомобильного бизнес-офиса, оборудованного Интернетом, спутниковым ТВ, баром, в котором наш клиент может продолжать работать на пути в/из офиса до трапа самолета. Анонс и презентацию этих новых программ мы планируем провести в марте 2015 года на нашей новой базе на а/д «Раменское».  

Ваш прогноз, как будет развиваться рынок в 2015 году.

Учитывая существующую реальную многофакторность воздействия на российский рынок деловой авиации, крайне трудно предсказать, в каком направлении будет происходить развитие рынка. Однако, независимо от различных сценариев, построением которых занимается целая куча профессиональных и любительских прогнозистов как оптимистического, так и пессимистического характера, следует помнить одно: кризисы приходят и обязательно уходят, нужно смотреть вперед – в послекризисную пору, а самым важным является задача поддержания и сохранения квалифицированного персонала в кризисный период для эффективной работы после окончания кризиса.