Павел Захаров, управляющий директор компании Jet24, и Андрей Калинин, управляющий директор Клуба «Бизнес Авиация», расскажут о том, как им удалось пережить минувшие двенадцать месяцев и поделятся прогнозами
Для редакции BizavNews - январь всегда благодатный период. Мы традиционно начинаем серию материалов о российских игроках рынка деловых перевозок, посвященных итогам ушедшего года. Впрочем, к минувшему 2015 году вряд ли можно относится с позитивом. На протяжении всего года мы были свидетелями нестабильности во всех сегментах, зачастую граничащей с паникой. Сегодня у нас в гостях Павел Захаров, управляющий директор компании Jet24 и Андрей Калинин, управляющий директор Клуба «Бизнес Авиация», которые первыми расскажут о том, как им удалось пережить минувшие двенадцать месяцев и поделятся своими прогнозами.
«Ура, пережили»! С этими чувствами ведущие отечественные игроки рынка деловой авиации поднимали бокалы в новогоднюю ночь. Ну, а если серьезно, то год выдался, пожалуй, самым непредсказуемым и тревожным за всю историю деловых перевозок в нашей стране. Как, по вашему мнению, видоизменился рынок и насколько затянется рецессия?
П.З. Основной итог 2015 года с моей точки зрения - снижение рынка авиаперевозок на 20-30%, и как следствие - тенденция к укрупнению игроков на рынке, а также к усилению анализа эффективности операторов со стороны владельцев ВС. Рецессия на мой взгляд будет продолжаться и в 2016 году, ожидаю падение рынка еще на 10-15%. Будет усиливаться тенденция по усилению контроля эффективности расходов со стороны владельцев ВС.
А.К. В новогоднюю ночь было не так уж и много оптимизма, так как то что мы пережили ерунда, по сравнению с тем, что еще предстоит пережить. Я не уверен, что сейчас есть хоть кто-то, кто знает ответ на этот вопрос. У нашей страны есть огромный потенциал, но также есть и серьезные проблемы, которые предстоит решать. Думаю, 2-3 года — это минимум.
Чему научил кризис российский бизнес?
П.З. Наш бизнес оперативно сократил расходы и в целом стал более конкурентноспособным, в том числе на мировом рынке — за счет сокращения издержек.
А.К. Российский бизнес постоянно живет в кризисах экономических, политических, отраслевых и т.д. Горизонт планирования в нашей стране 2-3 года, а сейчас даже меньше. Поэтому бизнесмены привыкли адаптироваться к постоянным изменениям.
Минувшие 12 месяцев стали настоящими испытаниями для брокеров. Как Вы думаете, стало ли брокерских компаний меньше и рецепт выживания на ближайшие пару лет?
П.З. Да, количество компаний сократилось. Рецепт выживания тот же — внимательное и чуткое отношение к своим клиентам и партнерам и доскональное знание рынка.
А.К. С моей точки зрения брокеров стало меньше, как и клиентов, но это только начало. Рецепт один, делать свою работу лучше, чем другие.
Ценообразование - ключевая позиция любого контракта. Наблюдали ли Вы демпинг со стороны коллег, или же стоимость услуг (маржа компании) осталась, практически неизменной?
П.З. Да, конечно. Маржа в 2015 году сократилась весьма значительно.
А.К. Демпинг присутствовал на рынке и до всех событий этого года, но все равно маржинальность бизнеса конечно снизилась, у нас на 20%
Как Вы думаете, а возможна ли консолидация компаний в текущих рыночных условиях, или же подавляющее количество брокеров будут продолжать работать «на коленках»?
П.З. Да, на мой взгляд тенденция к объединению и укрупнению компаний, как в брокерском, так и в операторском сегменте имеет место быть.
А.К. Консолидация уже происходит, как на рынке управления ВС, так и в брокерском бизнесе, но всегда останутся те, кто будет работать «на коленках».
Немного о клиенте, вернее о его портрете. Насколько изменился потребитель услуг деловой авиации в нашей стране. Что по-прежнему в тренде, а от чего заказчики отказываются?
П.З. Портрет клиента в целом тот же. Но он стал намного больше думать об эффективности своих трат, многие пересели на самолеты меньших размеров или регулярные авиарейсы там, где это удобно.
А.К. По сравнению с началом года ничего не изменилось. Как и раньше на все главные праздники клиенты предпочитают использовать частные самолеты. Так же, как и по основным событиям бизнеса (экономические форумы, Лига Чемпионов, Формула 1).
Изменилась география, меньше стали летать по направлениям, где много рейсов и есть хороший бизнес или первый класс. Но это компенсируется сокращением регулярных рейсов.
Согласны ли Вы, что в минувшем году существенно выросли полеты по внутрироссийским направлениям. Стоит ли делать ставку на это в будущем. Какие зарубежные маршруты несмотря на кризис пользовались популярностью в прошлом году?
П.З. Маршруты за рубежом все те же — Ницца, Женева, Лондон и прочие так любимые нашими соотечественниками направления. Полеты внутри РФ действительно выросли, но не в такой уж значительной степени, и делать на это ставку несколько преждевременно.
А.К. Не могу так сказать — рост есть, но тяжело его назвать существенным.
Аналогичный вопрос и по типам воздушных судов. Верно ли утверждение, что клиенты все чаще пересаживаются с ультрадальних джетов с большими кабинами на «суперсредний и средний» класс? Каковы перспективы в России «реактивных малышей», класса М2 и Phenom 100, а также турбопропов?
П.З. Да, верно. Хотя есть категория клиентов, которая еще верна своим предпочтениям и не готова пересаживаться на самолеты поменьше. Тем не менее, самолеты маленькой размерности, на мой взгляд, не будут пользоваться дополнительным спросом, как в силу размера кабины, так и в силу расстояний на которые они летают.
А.К. У реактивных «малышей» в России нет больших перспектив из-за расстояний. По пересаживанию на маленькие самолеты какой-то супер тенденции нет. Кто-то пересел на маленькие, а кто-то наоборот пересел на большие.
JET24 и Клуб «Бизнес Авиация» оставались на протяжении года главными ньюсмейкерами рынка. Какие наиболее важные события Вы бы отметили?
П.З. Для нас, как и для всей отрасли, — это был непростой год, но все основные цели на этот год были достигнуты — была проведена ротация парка компании, в результате которой экономически неэффективные самолеты были выведены из парка.
А.К. Во-первых, совместный с ИД «Легенда Медиа» и другими партнерами Клуба проект Planet Jet Guide стал с 2015 года также англоязычным изданием, которое было успешно представлено на выставке EBACE-2015 в Женеве. Приятно было получить поздравления и массу позитивных отзывов от ведущих авиакомпаний, и производителей. Так что теперь Planet Jet Guide – это мировое авиационное издание. Во-вторых, наша инициатива с Jet24 по оценке профессионалов бизнес-авиации: в рамках премии JET24 Awards в 2014 году она получила стабильную прописку после проведения премии уже во второй раз. А создание цивилизованного рынка с настоящим сообществом профессионалов – наша принципиальная задача.
В каких сегментах ваши компании попробуют себя в ближайшем будущем?
П.З. Мы планируем наращивать наши компетенции в знаковых для себя областях - коммерческой загрузке воздушных судов и их эффективной эксплуатации.
A.K. Наша глобальная цель — это выход на другие рынки. В этом смысле мы считаем важным уделить внимание развитию четко работающего консьерж-сервиса в области элитного трэвела, сопряженного с комплексом услуг бизнес-авиации.
Можно ли подвести предварительные итоги работы ваших компаний за прошлый год. Какой из сегментов показал наибольший рост?
П.З. К сожалению, я не готов лукавить и говорить, что у нас был значительный рост по отношению к 2014 году. Предварительно основные производственные показатели в 2015 году (количество рейсов, маржа и др.) выросли незначительно, но на мой взгляд это можно считать успехом на фоне 30% падения рынка. Кроме этого, в 2015 году мы успешно закрыли две сделки по продаже воздушных судов наших клиентов — это, пожалуй, тот сегмент нашей работы, который показал рост по отношению к 2014 году.
А.К. О каких-то серьезных изменениях говорить не приходится, но на фоне 30% падения рынка, это можно даже считать положительным явлением. Конечно уменьшилась маржинальность, но увеличилось количество рейсов.
Ваши прогнозы на текущий год.
П.З. Падение рынка на 10-15% в РФ.
А.К. Будет трудно, но мы справимся.
«Ура, пережили»! С этими чувствами ведущие отечественные игроки рынка деловой авиации поднимали бокалы в новогоднюю ночь. Ну, а если серьезно, то год выдался, пожалуй, самым непредсказуемым и тревожным за всю историю деловых перевозок в нашей стране. Как, по вашему мнению, видоизменился рынок и насколько затянется рецессия?
П.З. Основной итог 2015 года с моей точки зрения - снижение рынка авиаперевозок на 20-30%, и как следствие - тенденция к укрупнению игроков на рынке, а также к усилению анализа эффективности операторов со стороны владельцев ВС. Рецессия на мой взгляд будет продолжаться и в 2016 году, ожидаю падение рынка еще на 10-15%. Будет усиливаться тенденция по усилению контроля эффективности расходов со стороны владельцев ВС.
А.К. В новогоднюю ночь было не так уж и много оптимизма, так как то что мы пережили ерунда, по сравнению с тем, что еще предстоит пережить. Я не уверен, что сейчас есть хоть кто-то, кто знает ответ на этот вопрос. У нашей страны есть огромный потенциал, но также есть и серьезные проблемы, которые предстоит решать. Думаю, 2-3 года — это минимум.
Чему научил кризис российский бизнес?
П.З. Наш бизнес оперативно сократил расходы и в целом стал более конкурентноспособным, в том числе на мировом рынке — за счет сокращения издержек.
А.К. Российский бизнес постоянно живет в кризисах экономических, политических, отраслевых и т.д. Горизонт планирования в нашей стране 2-3 года, а сейчас даже меньше. Поэтому бизнесмены привыкли адаптироваться к постоянным изменениям.
Минувшие 12 месяцев стали настоящими испытаниями для брокеров. Как Вы думаете, стало ли брокерских компаний меньше и рецепт выживания на ближайшие пару лет?
П.З. Да, количество компаний сократилось. Рецепт выживания тот же — внимательное и чуткое отношение к своим клиентам и партнерам и доскональное знание рынка.
А.К. С моей точки зрения брокеров стало меньше, как и клиентов, но это только начало. Рецепт один, делать свою работу лучше, чем другие.
Ценообразование - ключевая позиция любого контракта. Наблюдали ли Вы демпинг со стороны коллег, или же стоимость услуг (маржа компании) осталась, практически неизменной?
П.З. Да, конечно. Маржа в 2015 году сократилась весьма значительно.
А.К. Демпинг присутствовал на рынке и до всех событий этого года, но все равно маржинальность бизнеса конечно снизилась, у нас на 20%
Как Вы думаете, а возможна ли консолидация компаний в текущих рыночных условиях, или же подавляющее количество брокеров будут продолжать работать «на коленках»?
П.З. Да, на мой взгляд тенденция к объединению и укрупнению компаний, как в брокерском, так и в операторском сегменте имеет место быть.
А.К. Консолидация уже происходит, как на рынке управления ВС, так и в брокерском бизнесе, но всегда останутся те, кто будет работать «на коленках».
Немного о клиенте, вернее о его портрете. Насколько изменился потребитель услуг деловой авиации в нашей стране. Что по-прежнему в тренде, а от чего заказчики отказываются?
П.З. Портрет клиента в целом тот же. Но он стал намного больше думать об эффективности своих трат, многие пересели на самолеты меньших размеров или регулярные авиарейсы там, где это удобно.
А.К. По сравнению с началом года ничего не изменилось. Как и раньше на все главные праздники клиенты предпочитают использовать частные самолеты. Так же, как и по основным событиям бизнеса (экономические форумы, Лига Чемпионов, Формула 1).
Изменилась география, меньше стали летать по направлениям, где много рейсов и есть хороший бизнес или первый класс. Но это компенсируется сокращением регулярных рейсов.
Согласны ли Вы, что в минувшем году существенно выросли полеты по внутрироссийским направлениям. Стоит ли делать ставку на это в будущем. Какие зарубежные маршруты несмотря на кризис пользовались популярностью в прошлом году?
П.З. Маршруты за рубежом все те же — Ницца, Женева, Лондон и прочие так любимые нашими соотечественниками направления. Полеты внутри РФ действительно выросли, но не в такой уж значительной степени, и делать на это ставку несколько преждевременно.
А.К. Не могу так сказать — рост есть, но тяжело его назвать существенным.
Аналогичный вопрос и по типам воздушных судов. Верно ли утверждение, что клиенты все чаще пересаживаются с ультрадальних джетов с большими кабинами на «суперсредний и средний» класс? Каковы перспективы в России «реактивных малышей», класса М2 и Phenom 100, а также турбопропов?
П.З. Да, верно. Хотя есть категория клиентов, которая еще верна своим предпочтениям и не готова пересаживаться на самолеты поменьше. Тем не менее, самолеты маленькой размерности, на мой взгляд, не будут пользоваться дополнительным спросом, как в силу размера кабины, так и в силу расстояний на которые они летают.
А.К. У реактивных «малышей» в России нет больших перспектив из-за расстояний. По пересаживанию на маленькие самолеты какой-то супер тенденции нет. Кто-то пересел на маленькие, а кто-то наоборот пересел на большие.
JET24 и Клуб «Бизнес Авиация» оставались на протяжении года главными ньюсмейкерами рынка. Какие наиболее важные события Вы бы отметили?
П.З. Для нас, как и для всей отрасли, — это был непростой год, но все основные цели на этот год были достигнуты — была проведена ротация парка компании, в результате которой экономически неэффективные самолеты были выведены из парка.
А.К. Во-первых, совместный с ИД «Легенда Медиа» и другими партнерами Клуба проект Planet Jet Guide стал с 2015 года также англоязычным изданием, которое было успешно представлено на выставке EBACE-2015 в Женеве. Приятно было получить поздравления и массу позитивных отзывов от ведущих авиакомпаний, и производителей. Так что теперь Planet Jet Guide – это мировое авиационное издание. Во-вторых, наша инициатива с Jet24 по оценке профессионалов бизнес-авиации: в рамках премии JET24 Awards в 2014 году она получила стабильную прописку после проведения премии уже во второй раз. А создание цивилизованного рынка с настоящим сообществом профессионалов – наша принципиальная задача.
В каких сегментах ваши компании попробуют себя в ближайшем будущем?
П.З. Мы планируем наращивать наши компетенции в знаковых для себя областях - коммерческой загрузке воздушных судов и их эффективной эксплуатации.
A.K. Наша глобальная цель — это выход на другие рынки. В этом смысле мы считаем важным уделить внимание развитию четко работающего консьерж-сервиса в области элитного трэвела, сопряженного с комплексом услуг бизнес-авиации.
Можно ли подвести предварительные итоги работы ваших компаний за прошлый год. Какой из сегментов показал наибольший рост?
П.З. К сожалению, я не готов лукавить и говорить, что у нас был значительный рост по отношению к 2014 году. Предварительно основные производственные показатели в 2015 году (количество рейсов, маржа и др.) выросли незначительно, но на мой взгляд это можно считать успехом на фоне 30% падения рынка. Кроме этого, в 2015 году мы успешно закрыли две сделки по продаже воздушных судов наших клиентов — это, пожалуй, тот сегмент нашей работы, который показал рост по отношению к 2014 году.
А.К. О каких-то серьезных изменениях говорить не приходится, но на фоне 30% падения рынка, это можно даже считать положительным явлением. Конечно уменьшилась маржинальность, но увеличилось количество рейсов.
Ваши прогнозы на текущий год.
П.З. Падение рынка на 10-15% в РФ.
А.К. Будет трудно, но мы справимся.