В Женевском аэропорту роботы ловят диктаторов


Женевский аэропорт обзавелся программным обеспечением «GVA Dictator Alert», точно и в срок оповещающим о приземлении самолета с диктатором на борту

Что должно быть в любом аэропорту? Взлетная полоса, диспетчерская вышка и, разумеется, магазин «Дьюти Фри». Женевский аэропорт решил пойти дальше и обзавелся программным обеспечением «GVA Dictator Alert», точно и в срок оповещающим о приземлении самолета с диктатором на борту. Программа разработана по стандартам открытого программного обеспечения и может оповещать о прибытии очередного «отца нации» через социальную сеть Твиттер.

Что общего у диктатора с вампиром? И тот, и другой как огня опасаются прозрачности, общественного интереса и вообще всяческой публичности. И именно в этом направлении и работают вот уже несколько лет журналист-расследователь Франсуа Пиле (François Pilet) и его коллеги по репортерскому объединению «vesper.media».

Эти данные в автоматическом режиме считываются на основании списка из примерно 100 самолетов, из которых по меньшей мере 20 зарегистрированы за диктаторскими и прочими малосимпатичными режимами. Стоит только одному из диктаторских самолетов, — как правило, частному самолету формата бизнес-авиации, — приземлиться в аэропорту Куантрен (Женева), как программа автоматически же, через сервис Твиттер, рассылает «тревожное уведомление».

Изначально такую систему журналисты разработали, занимаясь вопросами, связанными с махинациями и бизнес-интересами президента Экваториальной Гвинеи Теодоро Обианг Нгема Мбасого (Teodoro Obiang Nguema Mbasogo). Президентом он, напомним, стал в 1979 году в результате военного переворота, свергнув диктаторский режим своего родного дяди Франсиско, а к 2003 году он уже объявил, что «подобен Богу на небесах» и находится «в постоянном контакте со Всемогущим», обладая «всею властью над людьми и вещами».

Понятно, что каждый уважающий себя Бог должен иметь «тесные деловые контакты и интересы» в Женеве. «Они вообще у нас чемпионы мира. На клан Обианг приходится примерно 30% всех разосланных нашим роботом уведомлений, а такие показатели нельзя объяснить никакими дипломатическими отношениями, сколь бы оживленными они ни были», — говорит Франсуа Пиле.

Генеральная прокуратура кантона Женева в 2016 году начала официальное следствие в отношения Теодорина Обианга, сына диктатора, у которого за плечами настолько солидная деловая карьера, что следствие в его отношении (в основном по обвинению в коррупции и легализации/отмывании денег) недавно было начато еще и во Франции. Имеются сведения, что некоторую часть того, что он заработал «непосильным трудом», Т. Обианг мог перебросить в Швейцарию.

Разумеется, журналистов агентства «vesper.media» интересует не собственно самолет диктатора и его передвижения. Им хочется немедленно быть в курсе в случае, если кто-то из клана Обианг неожиданно вновь приземлится в Женеве, с учетом того, что летают эти люди в Швейцарию явно не для того, чтобы любоваться красивыми пейзажами. Напомним, что Женева — это столица мирового шпионажа, а также известный финансовый центр.

«Что касается борьбы с уходом от налогов и с отмыванием преступных капиталов, то в этой области Швейцария уже много чего достигла в отношениях с богатыми странами «первого мира», а вот государства «третьего мира» пока как-то в этом отношении оставались на втором плане», — критикует Франсуа Пиле (François Pilet).

Разработанная программа-робот ничего не говорит о том, зачем пассажиры диктаторского борта прибыли в Швейцарию. «Поэтому задача каждый раз задавать себе этот вопрос лежит на наших плечах», — говорит этот швейцарский журналист, по данным которого чаще других в Женеве садятся и взлетают самолеты из Катара, Кувейта и Саудовской Аравии. И судя по приведенному ниже твиту скоро под прицелом окажется у них и российское направление. 

Какой же режим следует считать диктаторским? В этом журналисты «vesper.media» полагаются на регулярно обновляемый список, публикуемый «Economist intelligence unit», специальным расследовательским отделением редакции известного британского журнала «Economist». Они очень надеются, что скоро такие же их роботы заработают в аэропортах Парижа, Лондона или Цюриха.

Источник: swissinfo.ch