Существует три основных способа попасть в бизнес-джет. А именно – взять в аренду, участвовать в программе долевого владения и купить самолет целиком
Ничего личного, только бизнес. Наверное, так точнее всего охарактеризовать бизнес-авиацию. Частный самолет уже давно стал серьезным деловым инструментом, который позволяет оптимизировать важнейший ресурс современного предпринимателя – время. Глобализация экономики заставляет постоянно передвигаться по миру, на шаг опережая конкурентов. Не удивительно, что в условиях острой борьбы бизнесмены часто обращаются к бизнес-авиации, а некоторые даже задумываются о покупке собственного самолета.
Уравнение с тремя неизвестными
Существует три основных способа попасть в бизнес-джет. А именно – взять в аренду, участвовать в программе долевого владения и купить самолет целиком.
«Чартерные перелеты – самый бюджетный вариант в бизнес-авиации, они подходят для самого широкого круга путешественников: от разовых полетов в год до двух-трех перелетов в месяц», – рассказывает Алишер Эльмурадов, совладелец брокерской компании LL Jets.
Стоимость на популярных чартерных направлениях из Москвы в Ниццу, Цюрих, Париж колеблется в диапазоне 30 тыс. евро на большом комфортабельном самолете типа Challenger 605. Джет поменьше, например, Citattion XLS, обойдется в 20 тыс. евро. А если повезет подсесть на пустой возвращающийся борт, то ценник можно сбить на 30–50%.
Второй вариант, долевое владение, подразумевает, что человек пользуется бортом довольно часто, но меньше 400 часов в год. Пионером долевого владения считается компания Уоррена Баффета NetJets, которая практикует «расчленение» самолетов с 80-х годов прошлого века. Схема выглядит следующим образом – бизнесмен покупает долю в самолете, которой соответствует определенное число летных часов в год. Например, 1/16 доли самолета равняется 50 часов налета в год и стоит порядка $550 тыс. (на небольшом бизнес-джете типа Phenom 300 для 9 пассажиров). Максимальная доля – это половина самолета, за которую бизнесмен получает 400 часов в год. Стоимость этой доли составляет $4,4 млн. В принципе за эти деньги на вторичном рынке уже можно купить десятилетний самолет типа Citation CJ3, рассчитанный на 9 пассажиров.
При расторжении контракта бизнесмену возвращается доля от рыночной стоимости борта, т. е. сумма, меньшая, чем он заплатил первоначально. Об этом предпочитают не говорить до определенного момента, но покупая часть самолета, клиент ежемесячно оплачивает также текущие эксплуатационные расходы. А это – топливо, техническое обслуживание, кейтеринг, сборы за взлет и посадку. В зависимости от размера самолета и доли в нем текущие расходы могут составлять от $9 600 до $60 тыс. в месяц. В итоге долевое владение становится переходной ступенью: дороже, чем чартер, но менее накладно по сравнению с содержанием собственного самолета.
Третий вариант – полное владение частным самолетом. В этом случае ценник может варьироваться от $3–5 млн. за легкий самолет до $70 млн за дальнемагистральные бизнес-джеты и $200–300 млн. за роскошные лайнеры типа Airbus и Boeing. Но главное, что нужно знать, – к сумме контракта прибавляются значительные эксплуатационные расходы. Так что размер эксплуатационных затрат за несколько лет легко может превзойти стоимость самого самолета.
Дьявол кроется в деталях
Будет не лишним сказать, что покупка собственного самолета – серьезный шаг, сопряженный с рисками, кредитованием, международными юрисдикциями и десятками других нюансов. Поэтому не стоит скупиться на консалтинг: квалифицированные советы при выборе модели, подборе экипажа, месте прописки самолета могут значительно снизить расходы на его содержание в долгосрочной перспективе.
Самолеты различаются не только по своим летно-техническим характеристикам и цене, но и по уровню годовых эксплуатационных расходов. Из чего они складываются? Это заводская стоимость, подготовка экипажа, дооснащение самолета, зарплата экипажу, страховка, комиссия за управление авиакомпании, стоимость топлива и техобслуживания и операционные расходы (аэропортовые и аэронавигационные сборы, кейтеринг), размер которых зависит от количества летных часов. Все это необходимо учитывать и при принятии решения о покупке, и при выборе определенной модели. Если самолет приобретается не только для подтверждения статуса владельца, но и с целью эффективного использования, необходим тщательный анализ и точный расчет. Важно найти верный баланс между собственными потребностями и предпочтениями, и целесообразностью вложения денег в частный или корпоративный самолет.
Воздушная ипотека
Одно из первых и важнейших решений – это выбор схемы финансирования: кредит или лизинг. Условия получения кредита в разных банках существенно различаются и, как правило, определяются в индивидуальном порядке путем достаточно длительных переговоров с клиентом. Один из ключевых моментов при покупке нового самолета – найти управляющую компанию, аккредитованную международным банком. Это значительно упростит процедуру кредитования и сэкономит время. Один из активных игроков банковского сектора – это швейцарский банк UBS.
Как и в случае с покупкой автомобиля, самолет требуется застраховать. Услуги по страхованию воздушного судна предоставляют как страховые компании, так и международные страховые брокеры. Принципиальная разница состоит в том, что страховая компания несет ответственность перед клиентом в полном объеме, указанном в полисе, и в случае необходимости перестраховывает риски. Брокер же не несет перед клиентом денежных обязательств при наступлении страхового случая, ответственность распределяется между страховыми и перестраховочными компаниями, которым брокер распределил долю риска.
Место прописки
Выбор места и типа регистрации определяет тот круг возможностей и, наоборот, ограничений, которые получает владелец бизнес-джета. Существует два варианта: коммерческая эксплуатация, когда самолет в свободное от полетов владельца время выполняет чартерные рейсы, и частная – в этом случае самолет совершает полеты исключительно в интересах владельца.
Традиционно популярными авиационными реестрами среди российских собственников бизнес-джетов считаются Европа (Австрия и Швейцария), оффшорные государства (Арубы, Бермуды, Каймановы острова). Правда, в последнее время наметился определенный отток в сторону новых более выгодных авиационных реестров. В первую очередь на Мальту и остров Мэн.
В случае с Мальтой интерес связан с тем, что с 2004 года Мальта находится в Еврозоне, а значит, имеет все преимущества объединенной Европы. Для российских собственников бизнес-джетов это означает беспрепятственные полеты по всем 28 странам Евросоюза. Для сравнения, если самолет зарегистрирован в России, то на получение разрешения уйдет от нескольких часов до 14 дней. Кстати, европейское направление – самое популярное у россиян: по данным компании Aim of Emperor, имеющий сертификат эксплуатанта Мальты, в год на него приходится минимум 70% от всех рейсов.
Вторым несомненным преимуществом является гибкая налоговая политика Мальты.
«С мальтийским префиксом 9Н нам удается заметно экономить на хендлинге и авиатопливе, – делится опытом Ираклий Литанишвили, собственник группы компаний Aim of Emperor. – В отличие от широко известных оффшорных реестров Арубы, Бермудов и Каймановых островов, Мальта возвращает НДС, что позволяет оптимизировать расходы по этой статье от 20 до 50%. Аналогичная процедура предусмотрена в хендлинге, где экономия составляет 10–20%».
Сколько стоит самолет
Понимая прямые и переменные статьи расходов, можно определить затраты, которые ожидают будущего владельца ежегодно. Итак, популярный в России дальнемагистральный бизнес-джет Global 5000 стоит порядка $50 млн. В год прямые расходы – а это топливо, техническое обслуживание, зарплаты экипажу, страховка – будут обходиться примерно в $1 млн 300 тыс. К этому нужно добавить переменные расходы, которые напрямую зависят от того, как интенсивно планирует летать собственник. Они в среднем составляют еще $1 млн 400 тыс. Итого: $2 млн 700 тыс. Разумеется, самолеты высшей ценовой категории дороже в обслуживании, в то время как средний и легкий классы более экономичные. Так, легкий реактивный самолет HondaJet, вместительность которого составляет 7 человек, обойдется владельцу всего ориентировочно в $800 тыс. в год.
Нужен ли собственный самолет – решать вам. Людей, арендующих бизнес-джеты, значительно больше, чем тех, кто покупает собственный. Бизнес-чартер проще и экономичнее, но и у него есть минусы. У разных операторов разный уровень сервиса, в итоге ощущения заметно колеблются от полета к полету. Есть и риск того, что не удастся заказать срочный вылет, а также точно спрогнозировать расходы на передвижение из-за колебания цен. Частный самолет – это максимальная гибкость, конфиденциальность и привычный комфорт при высоких инвестициях в приобретение и постоянные расходы на эксплуатацию.
Источник: BusinessTravel