Когда лопнет мыльный пузырь Томаса Флора?

Для многих Томас Флор — гений, который, взглянув на отрасль частных самолетов, решил, что может добиться большего. Самопровозглашенный «парень, занимающийся финансированием активов», он начал как первый владелец самолета, пытающийся «попотеть с активами», и так родилась VistaJet. Девятнадцать лет спустя, с сотнями самолетов, 63-летний Флор стал суперзвездой авиации, бросив вызов лидеру рынка, компании Berkshire Hathaway NetJets, благодаря смелым сделкам и смелым инвестициям. Но вопрос, нависший над стратегией швейцарского предпринимателя, заключается в том, сможет ли Vista принести прибыль и покрыть долг, который он использовал для ее создания.

Чистые убытки за последние четыре года составили $436 млн, согласно информации, которую компания предоставила инвесторам. В прошлом году общий долг более чем удвоился до $4,4 млрд, так как флот Vista увеличился наполовину до 360 самолетов, чему способствовало приобретение Air Hamburg, крупнейшего чартерного оператора Европы, и базирующейся в США Jet Edge. Флор также потратил миллиарды долларов на первоклассные самолеты от Bombardier – поставки, которые были необходимы канадскому производителю в течение многих лет реструктуризации при поддержке правительства.

Презентация Vista клиентам так называемой Jet Card — это превосходный опыт без неудобств или затрат, связанных с обслуживанием роскошного актива для клиента, который проводит большую часть своей жизни на земле. «Мы можем продавать модель с гарантированной доступностью», — сказал Флор Financial Times в своем офисе продаж Mayfair, добавив, что покрытие 365 дней в году «лучше, чем владение самолетом».

Парк Vista разбросан по всему миру, как элитная служба такси, готовая выполнить любой перелет. Уведомляя всего за 24 часа, клиенты могут путешествовать на одном из 18 самолетов Bombardier Global 7500 компании, базирующейся в Дубае, — самом быстром в мире бизнес-джете, способном совершать беспосадочные перелеты из Гонконга в Нью-Йорк. Продажи карточных продуктов поддержали денежные потоки. В конце 2022 года клиенты заплатили в общей сложности $831 млн авансом за часы, которые еще даже не были внесены в полетный тайминг компании, но, согласно раскрытию информации компании, у Vista оставалось всего $134 млн наличными. Сочетание долга, чистых убытков и краткосрочных обязательств побудило аудитора предупредить в своем мнении об отчетности за 2022 год, что «существует значительная неопределенность, которая может поставить под сомнение способность группы продолжать свою деятельность в обозримом будущем».

По словам людей, знакомых с ситуацией, немецкий авиационный регулятор LBA также поднял вопрос о ликвидности наличных денег в Air Hamburg после поглощения в ходе очередной проверки в марте. Vista заявила, что согласовала план действий и решила проблему к концу квартала. В LBA отказались от комментариев.

Оценка аудиторов, опубликованная в проспекте в этом месяце, когда Vista привлекла новые необеспеченные облигации на сумму $500 млн, перекликается с вопросами некоторых отраслевых конкурентов о быстром расширении Флора. «Авария под тяжестью долга потенциально может привести к выбросу на рынок сотен самолетов, нанести существенный ущерб состоятельным клиентам Vista и перевернуть рынок финансирования самолетов».

Флор сказал, что бизнес был очень прибыльным на основе прибыли до вычета процентов, налогов, износа и амортизации, и что чистые убытки были следствием консервативного учета неденежных статей, таких как амортизация.

Заинтересованные стороны были довольны денежным потоком и финансовыми показателями Vista, отметил Флор и указал на кредитный рейтинг Vista B3: «Moody’s повысило рейтинг наших облигаций после глубоких исследований, включая недавний аудит, потому что мы прозрачны и предсказуемы как компания».

Рейтинг B3 указывает на то, что долг считается «спекулятивным» и подвержен «высокому кредитному риску». Moody’s изменило свой прогноз относительно Vista со «стабильного» на «позитивный», отражая потенциал «улучшения производительности и левериджа»; рейтинг отражает «сильную позицию» Vista в отрасли, «значительный доход по контракту от диверсифицированной клиентской базы; и высокие коэффициенты использования самолетов», уравновешенные «высоким кредитным плечом» Vista. По подсчетам Moody’s, долг в прошлом году в 7,6 раза превышал скорректированную EBITDA в размере $576 млн.

Состояние Vista было тесно связано с состоянием Bombardier, которая распродала подразделения, чтобы сосредоточиться на рынке бизнес-джетов после своего «государственного спасения» в 2016 году, и поддержкой правительства Канады. Канадская корпорация по развитию экспорта финансирует (EDC) до 85% чистой покупной цены самолетов Bombardier и является крупнейшим кредитором самолетов Global 7500. Раскрытие информации EDC указывает на то, что она предоставила Vista кредит на сумму от $500 до $750 млн.

«Vista была чрезвычайно важна», — сказал человек, финансировавший продажи производителя самолетов. «Они были клиентом номер один в течение долгого времени, и, вероятно, они были одной из причин, по которой Bombardier решила построить Global 7500». Bombardier отказался комментировать конкретные транзакции. В нем говорится, что VistaJet является «давним клиентом Bombardier, и мы гордимся тем, что компания использует большое количество бизнес-самолетов Bombardier в своем парке».

Клиенты VistaJet Card подписывают трехлетние контракты, которые обычно не предусматривают возврат средств. В прошлом году баланс «проданных летных часов, но еще невыполненных» увеличился на $179 млн. Флор сказал, что переменные затраты Vista на полеты в эти часы составляют небольшую долю от обязательств в размере $831 млн, отраженных в ее балансе.

Однако его недавнее заключение сделок сделало Vista более похожей на стандартного чартерного оператора. В настоящее время она управляет 87 самолетами для владельцев, и более половины продаж Vista в размере $2,4 млрд в прошлом году приходилось на аренду самолетов «по требованию». Один брокер, работающий с Vista, сказал, что «чартерные ставки, особенно на дальнемагистральные самолеты, минимальны. Это гонка на выживание».

Vista заявила, что всегда уравновешивала свою программу чартерными продажами, и что способность продавать в противном случае empty leg, когда самолеты перемещаются между базами, или рейсы в периоды вялого спроса, была «сильной стороной бизнес-модели».

Флор сказал, что прошлогоднее поглощение Vista стало ответом на очень высокий спрос, и что компания начинает год с уже проданными 100 000 часов. Несколько бывших сотрудников высоко оценили финансовую хватку Флора. Группа пережила период в 2017 году, когда опасения по поводу перспектив привели к тому, что ее долговые обязательства по облигациям торговались по проблемным ценам. Флор получил инвестиции в размере $200 млн от нью-йоркской частной инвестиционной компании Rhône Capital с оценкой капитала более $2,5 млрд, что восстановило доверие рынка и сделало его миллиардером.

В следующем месяце Флор будет выступать за команду Ferrari в 24-часовой гонке Ле-Мана на автомобиле, украшенном логотипом VistaJet, хобби, которое помогает рекламировать его компанию как эксклюзивный клуб для сверхбогатых. Он также живет брендом. Чтобы добраться до Санкт-Морица, где у него есть семиэтажный дом и коллекция раллийных автомобилей, Флор приземляется в Милане на серебристом VistaJet, а затем перемещается в Альпы на вертолете компании.

Необычным аспектом роста Vista является роль Флор в качестве посредника при покупке самолетов. В проспектах и годовых отчетах Vista подробно описываются многочисленные договоренности о связанных сторонах с компаниями, контролируемыми Флором, которые участвовали в торговле самолетами. Одним из результатов этих сделок было компенсировать расходы на личное использование самолетов Флором, который в качестве председателя и 84% акционера не получал никакой зарплаты или дивидендов и оплачивал свои поездки — Vista зафиксировала в среднем $7 млн за годовые перелеты. Например, Флор лично заказал более 30 самолетов Global 7500 у Bombardier в 2015 году. Затем в 2018 году он продал колл-опционы на 30 самолетов компании Vista Lease за $19,5 млн. Затем Vista Lease была куплена у «партнеров Флора» холдинговой компанией Vista Global. Условия покупки Vista Lease давали Флору право на $1 млн каждый раз, когда Vista использовала один из 30 опционов, а также дальнейшие «справочные» платежи в размере от $7,1 до $12,6 млн за самолет, чтобы отразить рост стоимости самолета с момента размещения заказов. Раскрытие информации Vista указывает, что первоначальная цена покупки каждого самолета составляла около $60 млн.

Vista и ее сторонники заявили, что Флор пошел на большой личный риск, размещая твердые заказы на самолеты, когда у его компании не было для этого ресурсов, и что Rhône Capital одобряла все сделки со связанными сторонами. Деньги текли в обоих направлениях: Флор заплатил Vista $90 млн в 2021 и 2022 годах за отмену опционов на продажу самолетов, отраженных как «прочие операционные доходы». Rhône Capital отказалась от комментариев.

Использование сторонних организаций, принадлежащих Флору, было поставлено под сомнение некоторыми бывшими сотрудниками Vista, которые говорили на условиях анонимности. «Почему бы просто не объединить все?» — спросил один.

Что касается 18 самолетов Global 7500, поставленных за последние два года, Vista сообщила, что в стоимость самолетов включено $224 млн, «выплаченных или зачисленных» Флору. Остальные 12 опционов были отменены. В 2021 году Флор также продал Vista два самолета за $93,2 млн, которые он ранее сдавал компании в аренду.

Global 7500 сегодня стоит около $75 млн, сказал Стив Варсано, основатель The Jet Business, но он предупредил, что цены могут упасть в случае увеличения предложения. «Если у вас есть 12 Global 6000 на продажу, и вдруг на рынке появилось пять, это большое дело». Он сказал, что доступно только четыре или пять Global 7500. «Это вершина, вершина рынка. Там наверху атмосфера становится довольно разреженной.

Флор настаивал на том, что «если компания купила у меня самолет, то они заплатили за него рыночную цену». Все, что я дал компании или компания дала мне, никогда не превышает разницы между себестоимостью и рыночной стоимостью. «За 19 лет я не брал ни одного доллара в качестве зарплаты. Неудивительно, что я реинвестировал каждый доллар, заработанный этой компанией».