В поисках тунгусского метеорита

А знаете ли вы, что прежнее название самого многочисленного коренного народа Центральной и Восточной Сибири эвенков – тунгусы, что означает «преодолевающие хребты». Отсюда происходит и название реки – Тунгуска. Подкаменная – потому что эта река преодолевает Енисейский кряж – так называемый Камень.  

Подкаменная Тунгуска – это, пожалуй, самая строптивая дочь величавого Енисея, правый приток, протяженностью 2000 км. Река собирает свои воды с огромной территории 240 000 кв. км. Истоки ее находятся в отрогах Ангарского кряжа, основное течение проходит по разнородному рельефу Среднесибирского плоскогорья. Протекает в основном по территории Эвенкийского муниципального и Туруханского районов Красноярского края. Тунгуска в верховьях находится в глубокой расширенной порожистой ущелеобразной долине с прочными вулканическими породами. Кстати, такие участки называют траппами, а при выветривании они образуют знаменитые обнажения – «столбы».

Помимо разнородного рельефа и уникальной траектории движения Подкаменной Тунгуски, река имеет еще и историческую ценность. В течение XX в. в долине реки Подкаменной Тунгуски было выявлено более 150 древних археологических памятников, хронологически охватывающих период от неолита до позднего Средневековья и этнографической современности и относящихся к различным археологическим культурам. Во всём мире река стала известна после произошедшей в июне 1908 года в ее бассейне катастрофе – падению Тунгусского метеорита. Ну, и конечно же – это настоящая Мекка для охотников и рыболовов.

Именно в одноименный аэропорт экипаж компании «ДримДжет» впервые выполнил рейс в начале августа. ЯК-40 в VIP компоновке доставил в аэропорт «Подкаменная Тунгуска» группу туристов. Перелет из Москвы был осуществлен с технической посадкой в Ханты-Мансийске. В силу того, что в аэропорту «Подкаменная Тунгуска» отсутствует авиационное топливо, обратно самолету понадобилось две остановки – Нижневартовск и Ханты-Мансийск. Благодаря универсальности ЯК-40 пассажиры взяли на борт все необходимое для долгого автономного путешествия. И еще одна особенность – в аэропорту «Подкаменная Тунгуска» большинство иностранных бизнес-джетов размерности Як-40 не могут производить посадку.

На отечественном, да и на мировом, рынке чартерных перевозок машин под такие цели очень мало, но они есть. И, как не странно, это забытые, но отлично зарекомендовавшие себя экземпляры советской эпохи. Главный герой этой ниши – легендарный ветеран реактивный Як-40. Именно про него, перефразировав слова известной песни, можно сказать – «что нам снег, что нам зной, что нам грунт непроходной». Самолет уникален и надежен, и это доказано временем.

Попробуем посмотреть на него через призму наших задач – полет на рыбалку или охоту в труднодоступные локации. Наш выбор пал на Як-40Д в VIP конфигурации, который на рынке предлагает российская компания «ДримДжет», а это значит, что до 13 пассажиров в комфортных условиях могут улететь на расстояния до 2000 км. Это неплохо. Например, стартанув из Петропавловск-Камчатского, вы можете добраться до самых удаленных точек полуострова. Из Москвы доступны многие локации центральной России и Севера. Главное условие – наличие хоть какой-то «грунтовки». Список эксклюзивных направлений, куда альтернативы Яку не существует, велик – это полузаброшенные аэропорты, аэродромы и даже посадочные площадки: Диксон, Северо-Енисейск, Подкаменная Тунгуска, Хатанга, Смоленск, Котлас, Соловки, Северо-Байкалск, Астрахань, Рыбинск…