Рынок санитарной эвакуации в России весьма разнообразный и специфический. Разобраться во всех его нюансах, а также не попасться на удочку некомпетентных компаний, задача весьма сложная, но вполне решаема. Главным для родственников, чьи близкие попали в беду должен стать твердый разум и отсутствие спешки. Подходить к выбору компании, которая поможет безопасно и быстро перевезти пациента, а также подобрать медицинское сопровождение нужно тщательно, желательно опираясь на опыт друзей и знакомых.
Сегодня в гостях у BizavNews директор по развитию бизнеса российского брокера на рынке санитарной авиации JETVIP Максим Манаенков, и мы начинаем цикл материалов о медицинской эвакуации в России.
Прежде всего надо понимать, что если ваши близкие попали в беду, вы должны купировать в себе эмоции. По возможности сразу обращайтесь к специалистам, которые возьмут на себя все организационные вопросы. Максим Манаенков говорит: «Мы активно работаем с Федеральным Центром Медицины Катастроф Министерства Здравоохранения РФ. Но здесь надо понимать, что ФЦМК – это только высококвалифицированные врачи и медицинское оборудование».
«Зачастую мы обращаемся к ним на коммерческой основе, либо выполняем транспортировку пациента в рамках госзадания. Очень мало людей знает, что если у тебя не дай бог, родственник или любой близкий человек попал в беду в России, и ему необходимо срочная транспортировка, но допустим он нетранспортабелен в условиях регулярного авиарейса по медицинским показаниям или техническим особенностям маршрута, то в таком случае у Правительства РФ есть специально выделенный Федеральный или Региональный бюджет на эвакуации, и совершенно любого гражданина России вне зависимости от социального статуса могут совершенно бесплатно транспортировать для оказания срочной медицинской помощи, например в районный центр, если в радиусе 500 км отсутствует должное медицинское оборудование или медицинское учреждение — все могут получить бесплатную медицинскую эвакуацию, стоимость которой может варьировать от 2 млн до 25-30 млн, естественно при соответствии по всем критериям и невозможности оказать медицинскую помощь «на месте», - рассказывает Максим.
Он не скрывает, что узнал об этом в 2017 году, но с тех пор пытается максимально помочь каждому из обратившемся. «Очень хорошо, что у нас это работает. Да шероховато, да не всегда быстро как хотелось бы, но работает. А вот то, что об этом не знают – весьма негативно».
Работает это следующим образом. Когда родственники знают, куда писать и что писать, обращение падает на Минздрав. Минздрав дает задачу Федеральному Центру Медицины катастроф эту задачу проработать. Далее специалисты ФЦМК совместно с Министерством Здравоохранения прорабатывают варианты эвакуации, смотрят на состояние пациента, проводят телемедицину, проверяют на предмет транспортабельности на регулярных авиалиниях, либо на специально оборудованном частном самолете.
Далее формируется медицинская бригада, которая будет сопровождать пациента, и комплект необходимого медицинского оборудования. Как правило, если это коммерческая история и пациент не попадает под требования бесплатной транспортировки, то средний чек за работу бригады варьируется от 130000 до 250000 рублей. Это врачи-реаниматологи и фельдшер (медбрат/медсестра) и всё необходимое медицинское оборудование вне зависимости от состояния пациента, плюсом к этому, если мы говорим про транспортировку на регулярке, приобретаются билеты на врачей, пациента, сопровождающих родственников, устанавливается медицинский модуль (у каждой авиакомпании свои тарифы на него) и оплачивается тариф за сверхнормативный багаж. Если мы говорим про частный самолет, то подготовка идет в сжатые сроки, с момента подтверждения самолет готовится 3-4 часа, врачи приезжают в аэропорт за 30-40 минут до вылета и вылетают за пациентом.
На моменте, когда принято решение о транспортабельности пациента выбран самолет, начинается работа JETVIP. «Мне ставят весьма конкретную задачу. Например, слетать в Улан-Удэ, забрать там ребенка и привести в Москву. Я узнаю диагноз и состояние пациента. В силу опыта я уже знаю, какие вопросы им сразу задавать, хотя ответы они обычно присылают мне позже, если даже я не спрошу. От этого мы совместно с врачами понимаем, какой самолет подходит. Это может быть не оборудованный борт, потому что на самом деле понятия «спецборт» как такого нет, оно никак не закреплено. То есть просто есть самолет, у которого условно есть медицинский модуль, но перевести пациента в тяжелом состоянии можно даже на диване, куда предварительно устанавливается медицинский щит (носилки) и кладется вакуумный матрас и то, это нужно не всегда, главное, чтобы во время взлета и посадки пациента можно было зафиксировать поперечными ремнями безопасности».
Касательно, регулярных авиакомпаний, то те не всегда охотно берут на борт пациентов, ссылаясь на внутренние правила безопасности, но чаще всего просто отказывая без обоснования. А ведь для безопасной транспортировки пациента необходимо всего лишь выкупить 6-8 кресел и установить на него сертифицированный медицинский модуль, который есть почти в каждой крупной авиакомпании, а все медицинское оборудование врачей ФЦМК сертифицировано для авиаперевозок в салоне самолета, в том числе и литий-ионные батареи для ИВЛ и другого автономного оборудования или кислородные баллоны.
В основном, функция медицинского модуля - просто удобная и жёсткая поверхность для размещения пациента. Пациент, соответственно, крепится поперечными ремнями согласно Федеральным Авиационным Правилам. И все как бы хорошо, но нет – перевозчики часто отказывают в перевозке, хотя с коммерческой точки зрения они не теряют ни копейки, но правда повышается риск вынужденной посадки, и в таком случае авиакомпания может понести дополнительные расходы.
С частными бортами намного проще. Однако специалист по организации рейса должен обладать максимальной информацией о пациенте, в том числе о его росте и весе. Очень часто эти факты игнорируются и в итоге, когда пациента привозят в аэропорт, его просто не могут занести на борт. Причина этому – не учтены технические характеристики самолета, и пациент банально не влезает в аварийный выход, так как на многих самолетах занос пациента осуществляется именно через него, а на каких-то, например через узкую дверь в хвостовой части самолета, где занести крупного человека попросту не безопасно. Нужно учитывать все факторы.
«Например, у человека очень серьезная черепно-мозговая травма, он находится в коме, его нужно очень нежно нести, не дергать, не трясти. И это был первый и последний раз, когда я летал на ЯК-40 с такими пациентами, потому что этот самолет с точки зрения заноса пациента не приспособлен: в задней части узкий трап, пациент лежит на медицинском щите на носилках, со стороны ног и головы его держат врачи, сбоку у них оборудование, и с этого боку еще его держат люди, если он тяжелый, как нам его внести? Я тогда переживал за него как будто за своего родственника, но в будущем я лучше откажусь или предложу самолет больше, но, к сожалению, выбор не так велик и не всегда есть доступность нужного самолета. В общем и целом – множество факторов необходимо учитывать», - продолжает Максим.
Специалист по медицинской эвакуации всегда должен быть готов к любому развитию ситуации. Нужно отлично разбираться в медицинских аспектах и специфике эвакуации из разных стран. «Некоторые время назад мы совместно с турецкой авиакомпанией перевозили пациента, и родственники сами занимались транспортировкой пациента до России, а по России дальше вести пациента должны были мы. После турецких врачей, врачи ФЦМК остались крайне недовольны состоянием пациента, причем такая ситуация не первый раз и не только у меня, потому что из больницы забрали нормального пациента, передали туркам тоже нормального, доставили до нас в России и передали пациента как будто другого, причем врачи были одеты просто в гражданскую одежду, без средств индивидуальной защиты. Да ценник на турецкий борт заметно дешевле, но я всегда пытаюсь объяснить родственникам все нюансы и чаще всего мои аргументы принимаются, в некоторых случаях лучше полететь регулярными авиалиниями, чем частным самолетом, даже когда вопрос стоимости не стоит, ведь всегда на первом месте жизнь и здоровье пациента. Особенно эта касается тех пациентов, которых транспортируют в тяжелом состоянии, лучше услышать специалиста, а не пытаться найти самый быстрый или самый дешевый вариант. Знаете сколько раз со мной начинали общение с фразы «Вылететь нужно как можно скорее, нужно сегодня», а по итогу эвакуация происходила, например через неделю, потому что родственники меня не слушали и воспринимали миллион советов от всех, кроме меня, хотя вылететь позже не означает упустить драгоценное время».
«И еще один совет– не надо родственникам сопровождать пациента. В 9 случаях из 10 я против того, чтобы родственники летали сопровождающими. Представьте себе картину, что тяжелый пациент – медицинская бригада и родственники, дающие 500 советов, у которых сын маминой подруги врач, который тоже на телефоне и все вокруг говорят, как надо правильно делать работу врачам ФЦМК. Я считаю, что нормальная история – лететь с сопровождающим родственником только если перевозится ребенок, так как они его законные представители или когда в самолете есть второй салон, где могут лететь сопровождающие, но таких самолетов в России фактически нет. Когда самолет небольшой, всего 5 кресел и 3-местный диван, где располагают пациента, на двух креслах располагается медицинское оборудование, еще на двух креслах находятся врачи, и остается еще одно, к которому чаще всего отодвигают кресло врача так, что сидеть там невозможно. Так конечно не каждый раз и когда взять сопровождающего возможно, мы всегда возьмем, но если нет, то я тактично доношу причину отказа или объясняю, что врачей трогать не нужно и что они профессионалы своего дела, но ситуации бывали разные».
Не так давно Министерство Здравоохранения Республики Ингушетия, в частности И.О. Министра Антошкиева Зарема Ахметовна и заместитель министра Угурчиева Хяди Юсуповна отработали задачу так молниеносно и действительно профессионально, что многим регионам стоило бы у них поучиться и на их просьбу, чтобы с пациенткой полетела ее сестра, отказать было просто не человечно, так как на каждом из этапов эвакуации мы работали как одна единая команда и в данной ситуации, родственница на борту никак не могла негативно сказаться на эвакуации.
Продолжение следует…