«Косатки» в небе Магадана

Увидеть нынче косаток дорого, да и весьма трудно. Грациозные гигантские млекопитающие в России можно наблюдать лишь в Охотском море, где для них созданы оптимальные условия для пропитания.

Поскольку косатка — типичный хищник, ее главным занятием является охота. Она настолько хорошо вооружена, что практически не имеет соперников. Ей не могут противостоять даже акулы. Кроме острых зубов и высокой скорости, она очень умна и, в отличие от конкурентов, придумывает сложные схемы охоты, обманывая жертву. Охотятся косатки не в одиночку, а группами, что повышает эффективность охоты. Стая в количестве от 5 до 15 особей разворачивается в цепь и движется с равномерной скоростью. Между собой они общаются специальными сигналами. Обнаружив косяк рыбы, они прижимают его берегу или окружают плотным кольцом, не оставляя шансов скрыться. Окружив, косатки по очереди бросаются в центр косяка и глушат рыбу мощными ударами хвоста. После этого остается лишь накрыть стол.

С недавних пор в полку «касаток» прибавление. Жители Магаданской области могут наблюдать небольшую стаю дельфинообразных в небе Колымы. И это не обман зрения. Два новеньких вертолета Ми-38-4 пополнили парк местной компании «Авиация Колымы». Сам по себе вертолет грациозен и поражает своими идеальными линиями, напоминающими наших героев, но вкупе со стилизованной ливреей складывается впечатление, что косатки нашли себе новую среду обитания.

BizavNews тоже стало любопытно посмотреть на сея диво, и мы отправились в далекий и солнечный Магадан. Главная вертолетная площадка компании «Сахарная головка» расположилась в живописном местечке недалеко от столицы области. К нашему приезду оба борта были на базе, при этом один из них готовился к вылету. Поэтому мы смогли детально не только посмотреть вертолет, но и пообщаться с инженерами и пилотами. Легкий морозец, ослепительное солнце и вот наш красавец получил разрешение на запуск. Спустя несколько минут он вальяжно вырулил на исполнительный и спустя мгновение фантастические контуры сопок слились воедино с плавными и правильными линиями Ми-38. Настоящая идиллия и игра красок. Еще минута и «косатка» затерялась среди серпантина перевалов и горных вершин.

В ожидании возращения вертолета на базу общаемся с техниками. Перегон двух вертолетов по маршруту Казань – Магадан протяженностью 6,5 тысяч километров занял 35 часов летного времени. Два новых Ми-38 в ливреях «косатки» пролетели за трое суток 11 городов: Казань, Челябинск, Омск, Новосибирск, Красноярск, Братск, Бодайбо и Алдан, а также Усть-Мая и Охотск.

Такой полет стал своеобразным тестом на надежность. Пилоты Ми-38, осуществлявшие перелет, отметили маневренность и устойчивость вертолета при эксплуатации. Отдельно оценили «отличный автопилот». Сообщается, что Ми-38 подходит для эксплуатации в различных климатах, в том числе морском, тропическом и холодном. Но стоит отметить, что раньше эти машины дальше Якутска даже в экспериментальной авиации не залетали.

«Полет проходил штатно. Отказов техники не было. Когда прибыли на территорию Якутии, думали, что низкие температуры сыграют отрицательно, но техника показала себя очень надежно», - рассказывает Сергей Здаров, командир экипажа Ми-38 после посадки в аэропорту «Якутск».

Максимальная полезная нагрузка Ми-38 составляет до 5 тонн, максимальная скорость 300 км/ч, дальность полета без дополнительных топливных баков до 1000 километров. Вертолет оснащен двумя газотурбинными двигателями ТВ7-117В, обеспечивающими мощность на взлетном режиме в 2800 лошадиных сил. Винты и детали корпуса вертолетов сделаны из композитных материалов. Машина получилась легче, чем Ми-8. Благодаря этому выросла грузоподъемность и дальность полета. А салон стал более удобным для пассажиров. Максим Старцев, директор компании «Авиация Колымы» особо отметил эргономичные кресла и иллюминаторы большого размера. Комфортный обогрев, климат-система, причем не только подогрев, но и кондиционирование в летний период. Заметьте как открывается дверь, по типу бизнес-джетов, вертикальное открытие. И грузовая дверь, она размером два на полтора, позволяет грузить сразу с машины груз сюда.

«Это очень комфортабельные и вместительные вертолеты для перевозки колымчан. Также есть возможность достаточно быстро переоборудовать салон, чтобы потом использовать их, если потребуется, даже при тушении пожаров. На внешней подвеске Ми-38 может нести до 5 тонн груза. Это очень важно, если нужно обеспечивать сброс воды. Вертолет скоростной, и с точки зрения, дальности полета, вместимости, он очень конкурентоспособный по отношению к некоторым самолетам. У «Авиации Колымы» есть предложение по увеличению маршрутов, созданию новых. В ближайшее время будем определяться, и колымчане по достоинству оценят эти машины», − комментируют в компании.

Вертолеты на тридцать посадочных мест планируют использовать на маршруте Ямск – Тахтоямск. В перспективе появится новое воздушное сообщение Магадан – Сусуман – Ягодное – Сеймачан – Магадан.

«Авиация Колымы» − первая авиакомпания, которая получила и будет эксплуатировать сразу два вертолета этого типа и будет литерным эксплуатантом вертолетов Ми-38 в модификации 38-4.

Региональными авиамаршрутами в Магаданской области обеспечивается транспортная доступность в населенные пункты – Сусуман, Сеймчан, Омсукчан, Ягодное, Усть-Омчуг, Синегорье, и труднодоступные, не имеющие связи по автомобильным дорогам, Ямск, Тахтоямск, Эвенск, Тополовка, Верхний Парень, Гижига. Власти региона отмечают, что указанные маршруты имеют очень высокую социальную значимость. Речь идет об удаленных населенных пунктах, где проходят только локальные автозимники между селами, из других городов добраться возможно только вертолетом. Дороги опасные, гравийные и проходят по безлюдным местам, и не всегда физически возможно их использовать.