Ожидается, что перспективный сектор передовой воздушной мобильности/электрического вертикального взлета и посадки (AAM/eVTOL) найдет своих первых приверженцев среди клиентов бизнес-авиации.
Первоначально, пока концепции проверяются, а операции в сколько-нибудь значительных масштабах ограничены, услуги AAM будут дорогими. Поэтому клиенты новых воздушных судов могут подходить к ним, ожидая опыта, похожего на тот, который они получили на борту частных самолетов. Оправдает ли новый летательный аппарат эти ожидания? Один из крупных специалистов по доработкам деловых самолетов считает, что оправдает.
Во время Европейской конференции и выставки деловой авиации (EBACE) в мае 2024 года компания Lufthansa Technik (LT) представила новую концепцию салона CelestialSTAR для BBJ777-9, продемонстрировав свои последние достижения на рынке, который компания хорошо знает. Но на стенде компании было несколько моделей меньшего размера и макетов, на которых были представлены технологии и идеи, которые планируются для внедрения в зарождающемся сегменте AAM.
Компания разрабатывает версию своей бортовой системы управления салоном деловых самолетов и развлекательной системы Networked Integrated Cabin Equipment (NICE), оптимизированную для AAM. Условная версия контроллера AAM была впервые представлена на выставке EBACE. Простой перенос идей, которые хорошо работают на борту роскошного бизнес-лайнера, вряд ли сработает в гораздо меньшем салоне eVTOL, где пассажир может находиться в полете всего несколько минут. Но то, что пассажиры будут ожидать в салоне, может не сильно отличаться.
«Многие [ожидаемые клиенты AAM], скорее всего, будут искать информацию о следующем рейсе, погоде, новостях, о пересадке, о пункте назначения», - говорит доктор Вассеф Айади, старший директор LT по связям с OEM-клиентами и специальными инженерными службами. «Устройства будут меньше, поэтому вы не получите того расширенного опыта, к которому вы привыкли на более крупных самолетах. Но у вас будет минимальная жизнеспособная инфраструктура, где вы можете запускать эти цифровые услуги».
Ожидания Айади и LT основаны на текущих обсуждениях с производителями AAM и потенциальными пользователями. Он предполагает, что концепция воздушного такси может иметь определенное значение для определения как ожиданий клиентов, так и параметров дизайна салона.
«Вы берете такси на 30 минут и, вероятно, хотите немного зарядиться, прочитать электронную почту, возможно, послушать музыку, посмотреть сериал или что-то в этом роде», - говорит он. В наземном транспортном средстве пассажир будет делать все это самостоятельно. В воздухе это может быть сложнее. Но Айади говорит, что это повысит спрос со стороны производителей на встроенные возможности связи.
«Возможно, с появлением новых низкоорбитальных спутниковых группировок мы увидим большее проникновение высокопроизводительной связи на малых высотах», - говорит он. «Но в любом случае, если вы предполагаете, что у вас будет такое подключение, вы, возможно, будете использовать свой iPhone в течение 10 или 15 минут. Но если у вас экран большего размера и вы можете легко подключиться, просто зайти внутрь, нажать кнопку и расслабится в течение 35-40 минут? Я думаю, это совсем другой опыт».
По мнению Айади, некоторые аспекты использования воздушных судов AAM позволяют по-новому взглянуть на ситуацию. «Что касается дисплея, здесь есть масса приложений», - говорит он. «Вы можете представить прозрачный дисплей как разделитель между кабиной экипажа и пассажирским салоном. Вы можете видеть вперед через дисплей, и он может динамически менять изображение. Вы можете использовать дисплеи, отображающие информацию в виде вывесок, но в то же время хорошо интегрированные в дизайн салона».
Помимо технической осуществимости, LT также придется учитывать бизнес-последствия этого нового рынка. Роскошный салон для частного Боинга 777 – это единственная в своем роде работа, которая будет занимать компанию и ее цепочку поставок в течение нескольких месяцев и будет стоить соответственно. Оснащение кабин для парка eVTOL – это более объемное и недорогое предложение. Тем не менее, ожидается, что компания будет обеспечивать такое же качество салона eVTOL, как и в большом бизнес-джете, несмотря на то, что она производит продукт, который обязан своей репутацией, отчасти, тому факту, что он изготавливается на заказ.
«Вы правы, говоря, что это другой бизнес, но он действительно масштабируем», - говорит Айади. «Возможности, которые мы накопили за эти годы, начались с больших самолетов, а затем перешли к меньшим бизнес-джетам. Пока вы уменьшаете масштаб, перед вами стоит задача увеличения количества. Конечно, вы можете лучше амортизировать свои инвестиции. Так что в этом есть логика, но это по-прежнему сложная задача».
Тем не менее, Lufthansa Technik считает, что с этой задачей необходимо справиться. «Когда вы привыкли выпускать, скажем, сотню в год, это не то же самое, когда вы начинаете изготавливать тысячи в год», - говорит Айади. «С AAM вы очень близко приближаетесь к тому, что обычно происходит в автомобилестроении. Что касается количества, [Lufthansa Technik будет] переходить в трехзначные числа. Но если вы хотите стать более сильным игроком в этой отрасли, вам необходимо подготовиться к производству, чтобы соответствовать этим требованиям. Мы с нетерпением ждем AAM, потому что считаем себя сильным партнером».