Операторы деловой авиации сталкиваются со всё более сложным глобальным нормативно-правовым ландшафтом, однако большинство из них подходят к соблюдению требований реактивно, накапливая то, что Адам Хартли называет «сувенирной коллекцией» разрешений для уже посещённых направлений, вместо того, чтобы создавать систематизированную базу для деятельности по всему миру.

Адам Хартли, основатель компании Hartley Business Aviation Consulting и бывший руководитель отдела глобальных услуг по регулированию в Universal Weather and Aviation, во вторник, 11 ноября, на конференции Bombardier Safety Standdown представил методологию проактивного планирования в сфере регулирования. Его концепция решает фундаментальную проблему: регуляторные противоречия отвлекают ключевых сотрудников от выполнения критически важных для безопасности обязанностей, ограничивая при этом операционную гибкость, которая оправдывает ценностное предложение деловой авиации.
Цикл реагирования
«Нынешний реактивный подход создаёт операционные пробелы, когда пассажиры хотят переориентироваться на глобальный рынок», - сказал Хартли. «Информации предостаточно, но нужно знать, как её отфильтровать, чтобы выделить то, что важно именно вам. Кто-то, на ком лежит серьёзная ответственность за безопасность, возможно, летит в аэропорт, где никогда раньше не был, и ему следует сосредоточиться на этом. Но вместо этого он погружается в детали, связывается с поставщиками, пытается что-то выяснить».
Проблема сохранения знаний усугубляет эти проблемы. Хартли привёл недавний пример, когда оператор из списка Fortune 500 потерял ведущего диспетчера с 20-летним опытом работы, который в совершенстве знал все нормативные требования компании. План замены включал обучение нового пилота между полётами. «Когда мы можем поговорить? „Ну, она летит на этой неделе, затем она отдыхает на следующей неделе, а затем она ещё на тренажере на следующей неделе. «Так что, возможно, через месяц мы сможем представить свои решения», - рассказал Хартли. «Я сказал: „Это вообще не решение“».
Четырёхэтапная структура
Системный подход Хартли включает четыре этапа, направленных на обеспечение организационной устойчивости:
Мониторинг и осведомлённость: Операторы должны определить реалистичный масштаб своей деятельности, рассматривая альтернативы и региональный охват, а не только подтверждённые направления. «Мониторинг того, где вы можете работать, а не тех мест, где вы работали или о которых вам было сказано, что вы будете работать», - сказал Хартли. Для этого необходимо назначить ответственного за отслеживание изменений в регулировании и фильтрацию информации, поступающей от отраслевых ассоциаций, региональных операторов и государственных ресурсов.
Идентификация и исследование: Этот этап включает в себя расстановку приоритетов требований, определение применимости для чартерных и частных перевозок, а также определение того, кто несёт ответственность за соблюдение требований: оператор, пассажир или оба вместе. «Понимание того, кто несёт бремя, каков потенциальный результат – будет ли задействовано юридическое лицо?» Хартли заявил, что такие программы, как EU-LISA, требуют наличия корпоративной документации, включая свидетельства о регистрации и устав.
Реализация и ресурсы: Операторы должны чётко распределять обязанности и интегрировать технические решения, избегая при этом того, что Хартли назвал «горячие точки», когда регуляторные задачи распределяются между сотрудниками в зависимости от их доступности, а не опыта. «Если вы заранее не определите, какими будут ресурсы, вы в конечном итоге будете предоставлять разным людям разные дела», - отметил он. «Теперь у вас разный уровень вовлечённости, разный уровень знаний. Возможно несоответствие между ресурсами и ответственностью».
Документация и резервное копирование: Создание стандартных рабочих процедур и обновление руководств по эксплуатации обеспечивает передачу знаний. «Если человек, который изучает что-то и становится экспертом, никогда не записывает это, не вносит в систему, не разрабатывает стандартные операционные процедуры, не говорит: „Вот план дальнейших действий“, то, если у него появляется следующая большая возможность... он переходит на другую сторону, и вы возвращаетесь к исходной точке», - сказал Хартли.
4-этапная структура
Ключевые изменения в нормативно-правовой базе
Хартли выделил несколько неотложных проблем, требующих немедленного внимания:
Глобальное расширение APIS/PNR: более 50 стран теперь требуют предварительной подачи информации о пассажирах или записей регистрации пассажиров для нерегулярных рейсов деловой авиации. EU-LISA запускает добровольную подачу данных в январе 2026 года, а обязательное соблюдение требований – в апреле. Система обеспечивает интерактивную предварительную проверку и может выдавать сообщения «не садитесь на борт». «EU-LISA выдаст вам ответ «да» или «нет» в зависимости от того, есть ли у пассажира однократная или краткосрочная виза», - объяснил Хартли.
Система отчётов об авиации общего назначения (GAR) Великобритании требует подачи нескольких заявок за 24 часа, 13 часов, 2 часа и после вылета. Гонконг и Мексика теперь требуют отправлять сообщения о закрытии после вылета. Германия активно преследует чартерных операторов, не соблюдающих правила. «Германия гораздо активнее привлекает к своей системе нерегулярных коммерческих операторов. Людям, которые летали там и не подавали немецкие PNR, они отправляют письма с потенциально внушительными штрафами», - сказал Хартли.
Документация для путешественников: Программы электронных разрешений на поездки распространяются по всему миру, и предварительное оформление становится стандартом. «Мы наблюдаем переход к этому – не просто к подаче документов перед вылетом, а к предвылетной проверке путешественников», - отметил Хартли. «Весь процесс прибытия в пункт назначения, прохождения таможни и определения наличия у вас необходимых проездных документов уходит в прошлое».
Эволюция отслеживания выбросов: Система торговли квотами на выбросы ЕС расширяется, включая отслеживание выбросов, не связанных с CO2, включая инверсионные следы и технические характеристики. «Чтобы отслеживать выбросы, не связанные с CO2, нужно учитывать другие технические факторы, такие как характеристики самолёта, различные [аспекты] – погодные условия, рабочие циклы самолёта», - пояснил Хартли. «Это действительно очень высокотехнологичная штука». После Brexit в Великобритании действует отдельная система торговли выбросами (ETS), а на горизонте маячит программа CORSIA ИКАО.
Модернизация таможенной службы: Таможенно-пограничная служба США (CBP) консолидирует требования, теперь увязывают льготы при прохождении границы с проверкой соблюдения сборов с пользователей. Хартли отметил значительные пробелы в осведомленности операторов чартерных перевозок: «Огромный пробел в осведомленности о людях, не платящих сборы с пользователей чартерных перевозок. И обычно это не халатность или недобросовестные действия. Они просто не знали».
Проактивные меры
Хартли рекомендовал операторам несколько дополнительных мер, которые следует предпринять независимо от текущих направлений полётов:
Зарегистрируйтесь в программах, даже если их применение пока неясно. Регистрация в EU-LISA занимает две-три недели. «Мы советуем зарегистрироваться [и] получить свой номер», - сказал Хартли. «Если вы этого не сделаете, я думаю, это поставит вас в невыгодное положение».
Получайте ключевые разрешения заблаговременно: подписи в программе безвизового въезда позволяют путешественникам с системой ESTA, льготы при пересечении границы обеспечивают доступ в Мексику, а регистрация в программе возмещения расходов на услуги позволяет проходить таможенное оформление в нерабочее время. «Даже если вы скажете: "Не знаю, воспользуюсь ли я когда-нибудь этой программой", получение разрешения займет от 30 до 60 дней. Подача заявления бесплатна», - отметил Хартли.
Используйте информационные бюллетени Таможенно-пограничной службы США, посвященные аэропортам авиации общего назначения. «Эта информация была скрыта от глаз», - сказал Хартли. «CBP вытащила ее из-за кулис и сделала доступной».
Учитывайте сроки выполнения сложных требований. Программы безопасности могут потребовать 30 дней до выдачи разрешений на чартер. «Программы безопасности могут занять 30 дней. «Тут быстрого поворота событий не предвидится», - предупредил Хартли.
Обеспечение соблюдения требований на основе данных
Благодаря обмену данными правоприменительная практика становится все более изощренной. «По мере того, как становится доступно больше данных, и регулирующие органы всё больше взаимодействуют друг с другом, способов и возможностей для уклонения от правоприменения становится всё меньше», - сказал Хартли. «Распространённость данных ADS-B, учитывая, что в конечном счёте ничто не является конфиденциальным, действительно затрудняет уклонение от правоприменения. Нужно опираться на принцип соответствия требованиям, а не ждать, пока меры принуждения приведут к действиям».
Стандартизация нестандартных условий
Хартли применил опыт модернизации Таможенно-пограничной службы США, чтобы продемонстрировать, как системный подход может помочь в решении сложных нормативных задач. Программа агентства «Кофе с таможней» (Coffee with Customs) и стандартизированные информационные бюллетени для 400 портов служат образцами для схем работы операторов.
«Если вам нужен общий и последовательный ответ от правительства, всё сводится к среднему значению», - пояснил Хартли, отметив, что истинная согласованность означает работу с 8:00 до 17:00 с понедельника по пятницу. «Гибкость, которую мы получаем от них в этих различных условиях работы аэропорта... действительно определяется потребностями конкретного аэропорта».
Решение заключается в стандартизации подходов операторов, а не в ожидании единообразия регулирования. «Что можно стандартизировать в нестандартной среде? Вы можете стандартизировать свой подход к ней. Вы можете стандартизировать вопросы, которые вы задаёте. Вы можете стандартизировать этот процесс», - сказал Хартли.
В заключительном слове Хартли подчеркнул, что операторы деловой авиации должны быть готовы не только к вероятным, но и к возможным сценариям. Наибольший риск для неподготовленных лётных служб представляют запросы, выполненные вне графика, и нестандартные ситуации, а не штатные операции.









