Мировой рынок корпоративных и частных вертолетов входит в пике

Цикл уверенного роста мирового рынка гражданских вертолетов оказался на удивление невелик. Значительный подъем, начавшийся всего несколько лет назад и с большим энтузиазмом воспринятый ведущими аналитическими агентствами, похоже, снова скатывается к стагнации. Правда, причина современного периода спада несколько иная: если в предыдущие десятилетия она была связана с застоем внутри отрасли, то сейчас вмешался мировой кризис. Это продемонстрировала вертолетная выставка Heli Expo 2009.


Цикл уверенного роста мирового рынка гражданских вертолетов оказался на удивление невелик. Значительный подъем, начавшийся всего несколько лет назад и с большим энтузиазмом воспринятый ведущими аналитическими агентствами, похоже, снова скатывается к стагнации. Правда, причина современного периода спада несколько иная: если в предыдущие десятилетия она была связана с застоем внутри отрасли, то сейчас вмешался мировой кризис. Это продемонстрировала вертолетная выставка Heli Expo 2009.

Пир во время чумы

Прошедшую в конце февраля крупнейшую в мире выставку гражданских вертолетов Heli Expo 2009 можно сравнить с пиром во время чумы: участники отлично осознают грядущий коллапс, но размах действа и общий настрой поражают своей экспрессией. Организатор выставки Международная вертолетная ассоциация (HAI) с воодушевлением отрапортовала о новых количественных достижениях: в этом году Heli Expo посетили почти 18 тыс. человек против 17300 в 2008 г., число компаний-участниц достигло 585 (в 2008-м их было 573), а на выставочной площади почти в 24 тыс. м2 было продемонстрировано 65 типов вертолетов. Назвав выставку сенсационно успешной, ассоциация смeнила тон, когда речь зашла об объемах заказов, полученных в таких важных для производителей секторах, как корпоративный и нефтегазовый. В отличие от прошлого года, когда производители вертолетной техники наперебой рапортовали о своих многомиллионных контрактах (лидером тогда стала компания Eurocopter, получившая более 200 твердых заказов и опционов на общую сумму 1 млрд долл.), на Heli Expo 2009 мало кто отважился заявить о достигнутых результатах. Из новинок, на которые была чрезвычайно богата прошлогодняя выставка, в 2009 г. можно отметить лишь макет Eurocopter EC175, представленный на этот раз в новой корпоративной конфигурации на 10 мест. В целом, вертолетостроители с энтузиазмом смотрят в будущее, рассчитывая, что существующий портфель заказов станет неплохим заделом и позволит пережить период спада. Sikorsky Aircraft рассчитывает компенсировать падение спроса в гражданском секторе военными заказами, портфель которых перевалил за 13 млрд долл. Смежную тактику избрал его конкурент Bell Helicopter, планирующий не только работать над своим приоритетным направлением — военной техникой, но и сертифицировать наконец модель Bell 429. Это позволит расширить ассортимент компании и, в случае успешной реализации проекта, долю рынка гражданских вертолетов. AgustaWestland пока не собирается выводить новые модели, сконцентрировав свои силы на модернизации производственной линейки, в особенности на AW139. Но, несмотря на значительные портфели заказов, ликвидность вертолетов и приподнятое настроение производителей, отрасли вряд ли получится безболезненно пережить трудные времена. Есть вероятность, что резкого торможения на рынке гражданских вертолетов удастся избежать — все-таки скачка спроса на нем никогда не было, в отличие от рынка бизнес-джетов. Да и по масштабам ниша корпоративных и частных вертолетов значительно уступает самолетам административного класса, что объясняет возможное ровное развитие отрасли, граничащее со стагнацией. Но о том, когда возобновится положительная динамика роста, специалисты пока говорить не спешат, ссылаясь на непредсказуемую природу кризиса. Свои оценки перспективам рынка гражданских вертолетов озвучили на Heli Expo эксперты отрасли — компании Honeywell и Rolls-Royce.

Honeywell против Rolls-Royce

Ежегодные прогнозы о развитии рынка гражданских вертолетов на ближайшие 5-10 лет традиционно представили на Heli Expo два ведущих поставщика силовых установок: Honeywell и Rolls-Royce. Обзоры, существенно разнящиеся в оценках того, насколько продолжительным и глубоким окажется спад в отрасли, сходятся в одном: 2009 г. станет довольно благоприятным для данного авиационного сектора. В Honeywell считают, что за счет солидного портфеля заказов, собранного в предыдущие годы, по объему поставок гражданских газотурбинных вертолетов 2009 г. не уступит предыдущему году. Однако из-за изменения спроса, которое отмечается на современном этапе, падение ожидается уже к 2010 г. Основными факторами торможения называются не только изменение спроса и падение числа заказов, но и трудности при финансировании покупки вертолета. Ситуация не нормализуется вплоть до выздоровления мировой экономики, судить о котором аналитики Honeywell не берутся. Высказывается лишь надежда, что в 2012 г. все-таки произойдет выход из пике.
Специалисты Rolls-Royce более оптимистичны в своих прогнозах. В компании уверены, что спад в отрасли окажется краткосрочным и скоро сменится положительной динамикой роста. Несмотря на негативное влияние глобального кризиса на авиационную отрасль в целом, Rolls-Royce не только не снизила прогноз о поставках, но и несколько увеличила цифры по сравнению с прошлогодним обзором рынка: в период 2009-2018 гг. компания ожидает поставку свыше 9600 гражданских вертолетов на сумму 27 млрд долл.; на долю производителей силовых установок придется 4 млрд долл. Столь неожиданный оптимизм Rolls-Royce связывает с возможными потребностями гражданских заказчиков в новой технике и желанием операторов заменить парк устаревших или выработавших свой ресурс машин. Выход на рынок новых легких газотурбинных моделей вертолетов и географическая диверсификация спроса в сторону регионов с развивающимися экономиками (таких как Азия, Африка и Индия) смогут компенсировать падение спроса, обеспечив долгосрочное развитие отрасли гражданских вертолетов. По числу поставок будут продолжать лидировать производители однодвигательных винтокрылых машин. В ближайшие 1-3 года Eurocopter оставит за собой пальму первенства по доле присутствия на рынке, высоким спросом будут отмечены и модели Bell Helicopter — Bell 206L и Bell 407. Аналитики Rolls-Royce не исключают возможной смены лидера на рынке легких газотурбинных вертолетов: основная интрига связана с производителем относительно дешевых поршневых вертолетов Robinson Helicopter, который в ближайшее время введет в эксплуатацию газотурбинную модель R66. В случае успеха Robinson сможет занять новую для себя нишу легких газотурбинных вертолетов и составить жесткую конкуренцию ветерану Bell 206. Интерес к новой модели подогревает и то, что летом 2008 г. Bell Helicopter объявила о прекращении приема заказов на JetRanger.
В сравнении с другими отраслями, особенно авиастроительной, оценка будущего рынка гражданских вертолетов выглядит у обоих производителей довольно оптимистично. Видимо, резкого торможения в секторе корпоративных и частных вертолетов удастся избежать, чему во многом способствует небольшой масштаб рынка и отсутствие резких скачков в развитии, как это было на рынке бизнес-джетов. Однако уже сейчас очевидно, что спрос в таком важном для производителей сегменте, как корпоративные вертолеты, значительно упал, о чем красноречиво говорят цифры: за январь 2009 г. Bell Helicopter получила заказ всего на 3 вертолета, тогда как в январе прошлого года их было 40.

Искусственный оптимизм

Очевидно, что после заметного оживления рынка гражданских вертолетов, которое отмечалось с 2007 г., ситуация начинает немного меняться. Мировой финансовый кризис, потянувший за собой общий спад деловой активности, острую нехватку ликвидности, падение спроса и проблемы с финансированием покупки, вынуждает корпорации отказываться от авиационных подразделений и делает покупку собственного вертолета менее привлекательной для частных лиц. Под действием этих факторов рынок корпоративных и частных вертолетов впадет если не в состояние стагнации, то значительного торможения. Интерес к вертолетному сектору, особенно к газотурбинным машинам, обладающим мощными двигателями и вместительными салонами, что позволяет эффективно организовать корпоративный транспорт, начал возрождаться всего несколько лет назад. Столь недолгий подъем делает сегмент корпоративных вертолетов более уязвимым в условиях экономической нестабильности. Эту тенденцию подтверждают цифры: в краткосрочной перспективе компания Eurocopter, на долю которой приходится около половины мирового парка гражданских вертолетов, прогнозирует снижение числа своих заказов на 36%. Спадом будет отмечено и другое приоритетное направление для вертолетостроителей: сегмент винтокрылых машин, задействованных в нефтегазовой отрасли. Здесь среди основных факторов можно выделить обвал мировых цен на нефть, снижение спроса на энергоресурсы и, как следствие, падение прибылей у корпораций. Учитывая перечисленные факторы и безусловную привязанность возобновления роста рынка гражданских вертолетов к выздоровлению мировой экономики, прогнозы Honeywell и, в особенности, Rolls-Royce относительно краткосрочного спада в отрасли выглядят неубедительной попыткой заинтересованных участников рынка приукрасить действительность. Очевидно, что готовиться к трудным временам придется и производителям вертолетной техники, и их поставщикам.

Источник: АТО