Самер Маджали во главе Royal Jordanian: главные трудности позади…

Успешное развитие Royal Jordanian стало возможным во многом благодаря профессионализму 50-летнего Самера Маджали (Samer Majali) – генерального директора иорданской авиакомпании, занимающей сегодня лидирующие позиции на ближневосточном рынке воздушных перевозок

Успешное развитие Royal Jordanian стало возможным во многом благодаря профессионализму 50-летнего Самера Маджали (Samer Majali) – генерального директора иорданской авиакомпании, занимающей сегодня лидирующие позиции на ближневосточном рынке воздушных перевозок.

Господину Маджали удалось достигнуть многого ­на посту руководителя иорданских авиалиний: вывести Royal Jordanian на международный рынок авиаперевозок, занять передовые позиции на восточном побережье Средиземного моря, коренным образом изменить политику компании и провести успешную ее приватизацию, что стало главным событием прошлого года в развитии авиационной отрасли Иордании.
  
Выходец из знатного иорданского рода, господин Маджали окончил элитную среднюю школу и технологический университет в Великобритании. Получив диплом бакалавра, а затем и магистра, по специальности авиационное проектирование и строительство, он защитил диссертацию на тему реформирования авиакомпаний. За блестящую научную работу был удостоен престижной премии Lloyds Aviation Economic Prize.
 
Самер Маджали пришел в Royal Jordanian в 1979 году и получил должность начальника центра управления полетами. Талантливого сотрудника сразу же заметили, и его карьера стремительно пошла вверх. За более чем 20 лет работы он прошел практически все ключевые посты в компании. В 2001 году Маджали был назначен генеральным директором Royal Jordanian, а через два года был повышен в должности, дополнительно получив пост вице-президента совета директоров компании.
 
В начале 2007 года акции Royal Jordanian были впервые выставлены на продажу, за счет чего государственный бюджет Иордании пополнился на $232 миллиона. Поскольку иорданское государство соседствует с такими «неспокойными» странами как Израиль, Ирак, Сирия и Саудовская Аравия, привлечение иностранных инвесторов в национальную авиационную отрасль – большое достижение, записанное на счет руководства Royal Jordanian.
 
С появлением в начале XXI века дальнемагистральных пассажирских самолетов Иордания, как транзитная страна, перестала интересовать крупных авиаперевозчиков, что поставило под угрозу перспективы развития иорданской авиационной промышленности. В связи с этим руководство Royal Jordanian было вынуждено пересмотреть стратегию организации рейсов, и сейчас господин Маджали гордится тем, что его компания сумела превратить невыгодное географическое расположение Иордании из недостатка в преимущество Royal Jordanian.
 
Например, один из главных пунктов назначения иорданских авиалиний – город Эрбил на севере Ирака, где продолжаются вооруженные столкновения между боевиками и правительственными войсками. В отличие от многих других авиакомпаний, отказавшихся от воздушных перевозок в Ирак из-за высоких рисков, Royal Jordanian продолжает осуществлять еженедельные рейсы в эту страну. Авиалайнеры Royal Jordanian перевозят большое количество пассажиров из Ливана и Сирии, где сохраняется нестабильная военно-политическая обстановка. Кроме того, иорданская авиакомпания является единственным перевозчиком, совершающим рейсы в Израиль.
 
Таким образом, начиная с 2002 года, авиакомпания Royal Jordanian полностью переориентировалась на соседние рынки стран Леванта и стала одним из ведущих региональных авиаперевозчиков, что способствовало существенному повышению ее прибыльности и финансовой привлекательности.
 
Активная реализация новой стратегии развития Royal Jordanian привлекла внимание международного авиационного альянса Oneworld разветвленной региональной сетью перевозок. Именно поэтому в 2007 году иорданская авиакомпания стала первым арабским перевозчиком, присоединившимся к альянсу Oneworld.
 
В настоящий момент господин Маджали думает не столько о расширении сети полетов Royal Jordanian, которая уже и так достаточно обширна (55 городов мира), сколько об увеличении количества рейсов по регулярным маршрутам. Главной проблемой компании в этом вопросе является ограниченное количество самолетов, способных осуществлять дальние рейсы. Именно поэтому генеральный директор Royal Jordanian с нетерпением ждет 2010 года, когда иорданский перевозчик получит 12 новых авиалайнеров Boeing 787. Недавно авиакомпания запустила 4 самолета Airbus A340 на североамериканское направление. Были также введены в строй модернизированные лайнеры A310, которые летают в Индию и Европу, а также A320/A321, осуществляющие рейсы по маршруту Амман – Бангкок – Гонконг.
  
По словам Самера Маджали, лидерство Royal Jordanian в ближневосточном регионе также обусловлено ограниченными возможностями других региональных перевозчиков. Так, например, компании Iraqi Airways (Ирак), Syrian Air (Сирии) и Palestinian Airlines (Палестина) не могут составить достойную конкуренцию Royal Jordanian из-за нестабильной внутреннеполитической ситуации, негативно отображающейся на национальных экономиках этих стран. Ливанский авиаперевозчик Middle East Airlines – достаточно успешная, но небольшая по размерам компания, а израильские авиалинии El Al отказываются предоставлять транспортные услуги практически всем арабским странам, за исключением Египта. В такой ситуации Royal Jordanian является единственной ближневосточной авиакомпанией, соединяющей израильскую столицу с арабскими  городами.
 
Ведущее место Royal Jordanian в регионе Леванта обусловило непрерывное возрастание рентабельности иорданского перевозчика. В 2004 году прибыль авиакомпании составила $22 миллиона, а в 2005 – уже $29 миллионов. В 2006 году,  из-за возобновления боевых действий в Южном Ливане и терактов в Аммане, уровень доходов компании резко снизился до $9 миллионов. Но благодаря стабилизации обстановки в регионе и предоставлению помощи партнерами по альянсу Oneworld в прошлом году, прибыль компании вновь достигла уровня 2005 года.
 
Следующей важнейшей задачей руководства Royal Jordanian во главе с господином Маджали стало проведение приватизации иорданских авиалиний, которая должна была обеспечить дополнительные финансовые вливания в авиационную отрасль Иордании.
 
В настоящий момент большое количество ближневосточных авиаперевозчиков являются государственными предприятиями и получают соответствующую финансовую помощь от своих правительств. Но многие государства просто не в состоянии поддерживать надлежащее финансирование крупных авиакомпаний, и единственно правильный выход в такой ситуации – приватизация.
 
Такие страны, как Египет, Кувейт и Саудовская Аравия уже сделали первые шаги в этом направлении, открыв внутренние рынки воздушных перевозок для иностранных инвесторов. Экономические реформы в Иордании проводились медленно, и долгое время иорданский рынок оставался закрытым.
 
Когда в 1990 году страна объявила о начале приватизации всех больших государственных предприятий, за Royal Jordanian числилось множество долгов. Их реструктуризацией занялся не кто иной, как Самер Маджали, выступивший ярым сторонником открытых рыночных отношений и приватизации. На реформы ушло более 10 лет, и лишь в 2001 году авиакомпания Royal Jordanian была зарегистрирована как открытое акционерное общество. Но на пути приватизации вновь стали непредвиденные проблемы. В результате терактов в США в сентябре 2001 года и войны в Ираке весной 2003 года процесс приватизации опять был заморожен.   
 
Работа в этом направлении возобновилась только в 2006 году. Главным консультантом по проведению второго этапа приватизации предприятия выступила компания Citigroup. Правительство Иордании приняло решение выставить акции авиакомпании на открытую продажу вместо того, чтобы выбрать одного стратегического инвестора. Таким образом, Royal Jordanian приобрела сразу девять стратегических партнеров, в распоряжении которых оказался 71% акций. Самым крупным долевым владельцем стала компания M1 Group, купившая 19% акций Royal Jordanian. Государство оставило за собой 29% акций, что является достаточно весомой долей для оказания существенного влияния на процесс принятия решений советом директоров иорданских авиалиний. Следует учитывать и тот факт, что около 55% акций Royal Jordanian принадлежат иорданским финансовым холдингам.
 
Несмотря на трудности в процессе приватизации Royal Jordanian, господин Маджали уверен, что его успешное завершение будет способствовать более динамичному развитию легендарной арабской авиакомпании, одним из пилотов которой был сам иорданский король Хусейн.
 
Важным вопросом в жизни Royal Jordanian стали инициированные Самером Маджали изменения в кадровой политике компании, направленные на повышения качества подготовки и профессиональной пригодности персонала. За последние семь лет количество сотрудников Royal Jordanian сократилось с 5770 до 4000 человек, при том, что активы компании увеличились вдвое. Уже в ближайшем будущем господин Маджали планирует вывести корпоративную культуру Royal Jordanian на качественно новый уровень.

Благодаря усилиям генерального директора Самера Маджали Royal Jordanian сегодня по праву считается ведущей региональной авиакомпанией, занимающей лидирующие позиции на ближневосточном рынке воздушных перевозок и являющейся полноправным членом международного авиационного сообщества. Потомственного управленца наивысшего ранга, посвятившего делу авиации более 25 лет, господина Маджали с полной уверенностью можно назвать одним из самых прогрессивных представителей деловой элиты современной Иордании.

Источник: PrivateAERO