2010 г. стал роковым для брокеров

Подводя итоги уходящего года, ключевые игроки сегмента бизнес перевозок констатируют стабильность и надеются, что психологический фактор, связанный с финансовым кризисом, постепенно преодолевается.

Подводя итоги уходящего года, ключевые игроки сегмента бизнес перевозок констатируют стабильность и надеются, что психологический фактор, связанный с финансовым кризисом, постепенно преодолевается. Об этом говорят и цифры. Так, в период с января по ноябрь 2010 года общий прирост выполненных рейсов составил около 4% по отношению к аналогичному периоду 2009 года. Мало, но все-таки положительная динамика. Такова «официальная» ситуация на рынке.

Но как дела обстоят на самом деле? Мы попытались разобраться самостоятельно. Начнем с авиаброкеров. Российские посредники из года в год жалуются на сокращение заказов. По их мнению, это связано с экспансией на российский рынок зарубежных операторов и уменьшением премий, а завышенные цены на обслуживание в аэропортах сокращают и без того невысокую маржу.

Но только ли в этом дело? Многие брокеры уже давно работают на «коленках», и как следствие, частенько предоставляют соответствующий сервис. А иногда дело доходит и вовсе до абсурда, когда брокерская контора вообще состоит из одного человека, который пользуется стандартной базой данных. Именно для таких «работников» 2010 год стал роковым. Спад 2009 года показал свои «зубы» и расставил все точки над i. Прошлый год показал реальное положение на брокерском рынке, и поэтому не стоит удивляться снижению количества операторов. Как обычно происходит в кризисные времена, чрезмерно раздутый «пузырь» некоторых сегментов рынка громко лопается.

Кроме этого стоит отметить, что в основном такие брокеры имели среди клиентов средние компании, а именно они наиболее сильно пострадали в период «неспокойствия». Этот сегмент пересел с бизнес джетов в бизнес класс авиакомпаний. А luxury-клиенты как летали, так и продолжают с удовольствием пользоваться BBJ и ACJ. Но и этот контингент поумнел. Зачастую многие из них стали заказывать рейсы напрямую, исключая посредников. И их можно понять. Перспектива в самый последний момент получить от брокера уведомление о невозможности выполнения рейса по независящим от него (брокера) обстоятельствам – малоприятна (таких громких примеров в 2010 году было предостаточно).

Так что немногим оставшимся ныне здравствующим операторам порой стоит задуматься об основах удачного бизнеса в посткризисный период. Сейчас главное для клиента - сочетание цены и качества. Также стоит подумать о консолидации, так широко распространенной формой совместной деятельности в Европе и Северной Америке. Но, к сожалению, в России никто не привык и пока еще не хочет делиться деньгами. Конечно же, на отечественном рынке присутствуют хорошо зарекомендовавшие себя авиаброкеры, но их можно пересчитать по пальцам.

Немного другая картина наблюдается в стане авиаперевозчиков, но это относится больше к зарубежным компаниям. Проведенный нами опрос показал, что их дела в России в 2010 году обстояли значительно лучше общего состояния рынка. Реальное увеличение выполняемых рейсов по сравнению с 2009 годом, появление постоянных клиентов и заключение среднесрочных контрактов – это далеко не полный список достижений зарубежных авиаперевозчиков на российских просторах. Так в чем же секрет? Крупные европейские авиакомпании, вышедшие на отечественный рынок, уже отлично ориентируются в российском «бизнес-небе». Качественные маркетинговые исследования дали этим компаниям четкое понимание клиента в столь специфическом регионе, а богатый опыт работы на европейских, азиатских и американских рынках позволил формировать конкурентоспособную ценовую политику. На руку им играет также менталитет российского клиента: западное – значит самое лучшее.

Так, в разговоре с представителем одного из перевозчиков мы узнали, что в 2010 году его авиакомпания выполнила на 29% рейсов больше чем в 2009 году. И это не единичный пример. Стоит также подчеркнуть, что западные авиакомпании планируют долго работать на отечественном рынке и развивать не только международную маршрутную сеть, но и выйти на внутренние перевозки с помощью создания совместных авиакомпаний с участием российского капитала. По мнению представителей западных перевозчиков в будущем российский внутренний рынок будет весьма привлекательным.

Не секрет, что большое количество бизнес джетов с иностранной регистрацией, которые можно наблюдать в российских аэропортах, аффилированны с российскими гражданами. Многие из этих самолетов управляются зарубежными операторами, предоставляя комплекс услуг «под ключ», включая управление парком, осуществление перевозок, техническое обслуживание, обучение экипажей. Такая услуга очень привлекательна и вызывает дополнительный приток клиентов. В 2010 году зарубежные операторы заключили порядка 30 подобных сделок.

Наметившийся положительный тренд активного освоения зарубежными авиаперевозчиками российского рынка заставит многих авиаброкеров либо вовсе уйти с рынка, либо кардинально пересмотреть свой подход к столь специфичному бизнесу. В любом случае выиграет только клиент. Сбалансированный рынок позволит клиентам выбирать наиболее оптимальный для себя вариант полетов. И это только подстегнет всех игроков к развитию новых сервисов и хоть немного приблизит отечественный рынок бизнес авиации к общепринятым во всем мире стандартам. По прогнозам специалистов в 2011 году рост перевозок в бизнес авиации на российском рынке будет колебаться в районе 8-11%.

Источник: BizavWeek