Авиабум в Татарстане: число пилотов-новичков выросло в разы

Число желающих сесть за штурвал собственного самолета растет в геометрической прогрессии. Растут и цены – обучение пилота стоит уже 350 тысяч рублей

Топ-менеджеры казанских компаний, работающих в сфере авиации общего назначения, отмечают бурно растущий интерес к частной авиации. Количество желающих получить пилотские «права» за последние шесть месяцев увеличилось примерно в 10 раз (причем это не только жители РТ); парашютных систем спасения для легких летательных аппаратов за это же время продано столько, сколько за весь 2010 год. Что бы это значило, разбирался корреспондент «БИЗНЕС Online».

КАКОЙ РЕГИОН – САМЫЙ ЛЕТАЮЩИЙ

Разработчик и производитель парашютных систем спасения для летательных аппаратов - ООО «Фирма «МВЕН» ожидает в 2011 году увеличения продаж на 50% по сравнению с 2010-м. «За первое полугодие мы продали порядка 90 систем – столько же, сколько за весь прошлый год», - рассказал «БИЗНЕС Online» заместитель директора фирмы Михаил Невельский. По его мнению, причина – резкое увеличение в России количества «летающих людей», что, в свою очередь, обусловлено прошлогодними изменениями в законодательстве. Напомним, 1 ноября в РФ начала действовать уведомительная система полетов: грубо говоря, теперь не нужны сложные согласования полетов частных воздушных судов с Росавиацией.

Покупают системы, в подавляющем большинстве случаев, производители летательных аппаратов, а не сами пилоты (логичнее вписывать агрегат в конструкцию, нежели пытаться «приспособить» его на готовый самолет). Как считает Невельский, это показатель возросших требований - народ привыкает заботиться к безопасности. «Тем более что каждый год по несколько человек становятся нашими крестниками», - напоминает замдиректора, имея в виду спасенных при помощи систем МВЕН людей. Сегодня таких около 30, примерно месяц назад, очередной «крестник» появился и в Татарстане.

По словам Невельского продукция МВЕН активно используется в Московской области, на Урале и Дальнем Востоке. Увеличились поставки во Францию: «Но здесь другая причина: именно сейчас у нас там появился хороший дилер, а установка таких систем во Франции и Германии обязательна», - объяснил Невельский, предположив, что поставки за границу увеличатся в 2 - 2,5 раза, до 40 комплектов. А Татарстан? «Тоже есть развитие, но, вопреки давним понятиям, у нас не очень-то много летающих людей и эксплуатируемых аппаратов, - рассказал замдиректора МВЕН. - Очень летающие регионы – Москва, Санкт-Петербург, Самара, Новосибирск, Красноярск».

Ожидается ли в таких условиях увеличение конкуренции на рынке систем спасения? «Здесь мы сталкиваемся с парадоксальной ситуацией, - говорит Невельский. - Раз возникает спрос, должно появляться и предложение. Но парашютных фирм в мире не так много – уж больно специфическая область (в России МВЕН – единственный производитель систем спасения, - Авт.). А в нашей стране получить лицензию на эти вещи очень сложно. Поэтому конкуренты у нас могут быть только из-за границы. И они есть. Но в России оптимально пользоваться нашими системами: для регламентных работ не надо ехать за границу плюс - цена. Западные цены резко ушли вперед, чуть ли не в два раза. А мы это направление считаем для себя как бы социальным проектом – все-таки тоже летающие люди». По словам Невельского самая ходовая система (всего их разработано 10 типов) для двухместных летательных аппаратов стоит порядка 2 тыс. евро.

СВИДЕТЕЛЬСТВО ПИЛОТА

Еще более впечатляющими данными с «БИЗНЕС Online»поделился директор частного образовательного учреждения дополнительного образования взрослых «Авиационный учебный центр «Авиатор» Василь Ханафиев. По его словам количество желающих получить лицензию пилота авиации общего назначения выросло даже не в 2 - 3 раза, что уже было бы сильно, а, «наверное, раз в десять»: «Только первоначальников (те, кто учится, как говорится, с нуля, - Авт.) за первую половину этого года мы подготовили 40! А в 2010-м таких было 8, что считалось нормальным показателем. И очень много людей пришло переучиваться. То есть за первое полугодие 2011-го мы выполнили план прошлого года. Теперь даже летаем семь дней в неделю». И это при том, что цена на обучение выросла с 290 тыс. до 340 - 350 тыс. рублей. Кстати, свидетельство пилота-любителя дает право не только просто летать, но и позволяет выполнять полеты за деньги - химобработка, нефте- и лесопатруль.

Ханафиев говорит, что клиенты объясняют свой интерес тем, что «небо открылось», то есть теми же изменениями в законодательстве. Поэтому в Авиаторе ожидают увеличения конкуренции на рынке, в том числе в Татарстане: «Подобные нашему центру структуры в ближайшее время вряд ли появятся – создать такое предприятие непросто, но некоторыми нашими традиционными видами подготовки уже занимаются соседи - например, «Тулпар Эйр» взялось за вертолетное направление. Башкортостан пытается сделать такой же центр, как и у нас, но у них дело пока не очень идет». По словам Ханафиева, аналогичные Авиатору учебные заведения есть только в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре.

Что интересно, татарстанцев среди массы желающих получить пилотские «корочки» совсем немного – максимум четверть. Большая часть курсантов из Москвы, затем идут приезжие из Ульяновска, Тюмени, Самары, Екатеринбурга, Перми, Краснодара. «Не знаю, в чем дело, - признается директор Авиатора. - И ведь не каждый город может похвастаться авиационным учебным центром! Но татарстанцы почему-то не идут».

Сегодня в Татарстане в частном владении находится примерно 50 самолетов и 20 вертолетов. И, по мнению, руководителя татарского межрегионального управления воздушного транспорта Росавиации Шавката Умарова, эта цифра будет расти: «Это даже сомнению не подлежит», - заверил он «БИЗНЕС Online».

Тимур Латыпов

Источник: БИЗНЕС Online