Необходимое обслуживание

В Арбитражном суде Татарстана на прошлой неделе начался рассматриваться иск компании «Аэролимузин» к авиакомпании «Тулпар». Поводом для судебного разбирательства стала задолженность Тулпар перед Аэролимузином в размере 13,4 млн. рублей.

В Арбитражном суде Татарстана на прошлой неделе начался рассматриваться иск компании «Аэролимузин» к авиакомпании «Тулпар». Поводом для судебного разбирательства стала задолженность Тулпар перед Аэролимузином в размере 13,4 млн. рублей. Интернет-портал «БИЗНЕС Online» поведал перипетии этого дела, встав, правда неявно, на защиту татарской авиакомпании.

Как пояснил в ходе предварительного судебного заседания представитель истца Марат Бакаев, в декабре 2007 года «Аэролимузин» заключил с авиакомпанией «Тулпар» договор аренды самолета бизнес-класса Hawker 125-700. Воздушное судно поступило арендатору в августе кризисного 2008 года – и примерно год находилось в эксплуатации. А затем арендатор потребовал вернуть самолет…

Но за это время, по словам Бакаева, «Аэролимузин» успел провести техобслуживание (ТО) бизнес-джета – эти нормированные работы по программе «48 месяцев» включают перечень обязательных мероприятий по содержанию воздушного судна в исправном состоянии.

Это ТО имеет длительный период действия, однако «Аэролимузину» самолет служил лишь год – в июне 2009 года договор аренды был расторгнут досрочно. Поэтому в компании сочли, что арендодатель, получивший обратно улучшенную таким образом технику, должен оплатить часть стоимости ремонта – эта часть и вылилась в сумму чуть более 12 млн. рублей.

Возмещение таких расходов – один из пунктов договора аренды. Но «Тулпар» возместить их отказался – и вместе с набежавшими процентами долг, по мнению представителя «Аэролимузина», перевалил за 13 млн.

Совершенно иная позиция у представителя авиакомпании «Тулпар» Марата Гильмутдинова. Иск совершенно надуман! - заявил он. Во-первых, непонятно – а надо ли было проводить ТО по программе «48 месяцев»? За время эксплуатации бизнес-джета компанией «Аэролимузин» самолет налетал лишь 342 часа, что, по мнению Гильмутдинова, просто смехотворно. «Воздушное судно фактически стояло на земле», - отметил он. Норма полетов – примерно 1200 часов в год…

И, что особенно интересно, – у «Тулпара» этого самолета… уже нет! Бизнес-джет был приобретен у компании «Авком-Капитал» в конце 2007 года - с условием оплаты в рассрочку. И тут же самолет был передан в аренду «Аэролимузину». Фактически из Домодедово борт и не улетал. По-видимому, в «Тулпаре» рассчитывали платить за самолет из арендных платежей, которые перечислял бы «Аэролимузин» - но этого не произошло. «Аэролимузин» не платил арендную плату, «Тулпар» задерживал выплаты продавцу самолета, и, в конце концов, «Авком» потребовал расторжения договора купли-продажи, что и было сделано. Фактически сейчас авиакомпания «Тулпар» не владеет бортом, которому провели столь дорогостоящее техобслуживание. Самолет, как выяснилось в суде, сейчас находится в собственности «Авком-Д» - причем той самой, что это техобслуживание проводило. По словам Гильмутдинова, все эти компании как-то связаны между собой - и бумаги можно написать любые. Видимо, в этой скрытой схеме владения бизнес-джетом и кроется главная тайна тяжбы…

Поэтому Гильмутдинов заявил ходатайство об истребовании бортовых формуляров самолета. Именно в них четко зафиксированы все события с важнейшими узлами воздушных судов – от самого борта и двигателей до шасси и воздушных винтов, если они есть.

Суд принял решение удовлетворить ходатайство представителя «Тулпара». А истцу предложил конкретизировать позиции по запасным частям, приобретенным для проведения техобслуживания – из договора на ТО это почему-то оказалось неясным. Основное заседание по делу пройдет 19 августа.

BizavNews попросил прокомментировать сложившуюся ситуацию Руководителя группы компаний "АВКОМ" Евгения Юрьевича Бахтина:

Мне известно, что компания "Аэролимузин" группы компаний "АВКОМ" обратилось с иском к "Тулпар", который рассматривается Казанским Арбитражным судом.

Позиция "Аэролимузина" предельно четкая и понятная - "Аэролимузин" требует предусмотренную договором аренды компенсацию затрат за выполненную календарную форму технического обслуживания (ТО) самолета и плановую замену агрегатов, в период нахождения самолета в аренде. Причем форма ТО (48 месяцев) была выполнена на отечественной сертифицированной ремонтной базе АВКОМ-Д и обошлась на 27% дешевле, чем выполнение такой работы в Европейских центрах. Своевременное выполнение форм ТО на воздушном судне (ВС) является необходимым условием поддержания Летной Годности и допуска воздушного судна к эксплуатации и Аэролимузин неукоснительно и в полном объеме выполнял все работы по ТО и плановой замене агрегатов, поддерживая Летную годность ВС во время аренды.

Нас просто удивляет агрессивно некомпетентное высказывание защитника Тулпар, ставящего под сомнение необходимость выполнения очередной календарной формы на самолете со ссылкой на небольшой налет часов, хотя даже первокурсники авиационных технических училищ знают, что любые ресурсные календарные формы ТО выполняются по назначенным календарным датам, вне зависимости от того летает воздушное судно или нет. По-видимому, позиция защитника основывается на подходе к ремонту и эксплуатации судов совладельца Тулпара, который также является владельцем компании "Камское речное пароходство", владевшего небезызвестным пароходом "Булгария". А к чему приводит такое отношение к ремонту и эксплуатации транспортных средств, мы все поняли на трагически горьком уроке "Булгарии".

Мы много и плодотворно работали с Тулпаром над рядом авиационных проектов, неоднократно предлагали и находили совместные разумные решения возникающих проблем, однако мы не можем идти на какие-либо компромиссы, касающиеся поддержания Летной годности эксплуатируемых ВС и обеспечения безопасности полетов.

От авиакомпании «Тулпар» комментарием получить пока не удалось.