Jet Expoзиция


JetExpo-2014.jpgОтстрелялись – первая мысль, которая посещает сознание после почти четырехдневного марафона под названием Jet Expo. Нам удалось встретить первый самолет и проводить последний вертолет
Отстрелялись – первая мысль, которая посещает сознание после почти четырехдневного марафона под названием Jet Expo. Нам удалось встретить первый самолет и проводить последний вертолет, а еще побывать на множестве встреч, полетов и завести полезные знакомства. Решив поинтересоваться у участников выставки их впечатлениями, мы были приятно удивлены. Скептики относили девятую по счету Jet Expo скорее к категории формальных, а получилось с точностью наоборот. Все без исключения, даже обычно скупые на комментарии, представители некоторых компаний в один голос говорили о превосходном, пусть даже предварительном, итоге работы в Москве.

В формате Jet Expo сложно было предположить, что будут заключены крупные контракты, но основные цели все же действительно были достигнуты. Но все-таки в поведении производителей присутствовала определенная застенчивость и некое чувство вины перед российской публикой, хотя деловые качества как всегда были на высоте. В чем едины все компании – российский клиент уже сформулировал для себя все, что он хочет получить от бизнес-джета или вертолета. «Российский покупатель четко понимает, что он покупает и зачем. Когда клиент профессионально обсуждает лишь вопросы, связанные с финансированием, стоимостью владения будущего воздушного судна и, главное, профессионально сравнивает «одноклассников», самостоятельно выбирая для себя те или иные конкурентные преимущества, на ум приходит только одно – это зрелый рынок с прекрасным потенциалом», - поделился своими впечатлениями представитель одного американского производителя.

В ходе работы выставки организаторы сделали все возможное для того, чтобы Jet Expo стала многопрофильной и интересной всем категориям посетителей. О новостях со стендов мы уже писали на BizavNews, а сейчас «пройдемся» по производителям, которые на статической площадке Внуково-3 постарались представить свои последние достижения.

Компания Gulfstream как всегда мощно выступила на московской выставке, показав клиентам свои наиболее продаваемые машины G650, G450 и G280, и сетуя, что не смогли привести всю линейку. Производитель в последние месяцы явно оживился, ушли нотки осторожности в комментариях, и на Jet Expo менеджмент компании уверенно рассказывал о дальнейшей работе с российскими заказчиками. Это вселяет надежду, что политические подоплеки уже не вносят коррективы в российский бизнес компании. Представители производителя говорят о стабильном спросе, росте интереса к G650 и G280, а также о весьма хорошем портфеле заказов на ближайшие пару лет.


А вот коллеги из Канады провели выставку действительно в активном движении. Мало кто знает, но ранее заявленный на статику Challenger 350 демонстрировался клиентам в воздухе. Как рассказали BizavNews в Bombardier, самолет настолько интересен российским заказчикам, что производитель при любой возможности предоставляет возможность клиентам оценить новый джет именно в родной стихии. Да и старший брат, Global 6000, посетил выставку лишь в последний день, также выполняя аналогичные миссии. Кстати, с семейством Global, а именно с будущими Global 7000/8000, у канадцев особые ожидания в России. Получив всю линейку ультрадальних «глобалов», российский заказчик получает возможность выбора, исходя из собственных задач, варьируя между ценой и дальностью полета.

А представленный на статике Challenger 605, по мнению Bombardier, еще долго останется на российском рынке бестселлером в суперсреднем классе. «Сейчас мы видим, что нынешние владельцы ранних версий 600-й серии активно «пересаживаются» на 605-ю модель. Мы имеем достаточно хороший портфель заказов на эту модель», - комментируют в Bombardier.

Бразильский Embraer также очень доволен прошедшей выставкой. Даже несмотря на то, что компания ограничилась всего двумя самолетами на статической площадке (Phenom 300 и Legacy 650), количество «предметных» обращений увеличилось в разы. Если раньше посетители выставки скорее интересовались теми или иными особенностями самолетов, то сейчас готовы обсуждать более «приятные» для компании вещи – условия приобретения.


И если с легким Phenom 300 бразильский производитель связывает свое будущее, то семейство Legacy действительно прекрасно продается на протяжении последних лет. Как нам рассказали в компании, спрос на Legacy 600 среди российских заказчиков за последний год вырос. Объяснение этому весьма логично. Основные отличия 600 и 650-й моделей в дальности и стоимости (конечно же еще в двигателях и весе, но в данном случае это не принципиально). Имея дальность на 1000 километром меньше (6300 км, прим BizavNews), тем не менее, самолет «покрывает» всю Европу, включая Португалию, а ценник ощутимо меньше – минус $ 5 млн. Но для владельцев из СНГ эта машина уже не оптимальна. Как раз этой тысячи не хватает для нон-стопа из Астаны в Дубай. Сейчас же, по подсчетам Embraer, доля Legacy в СНГ в суперсреднем классе составляет более 15%, а эксплуатируются по предварительным данным 52 самолета.  

Деловая атмосфера царила и у французского Das-sault Falcon, который помимо флагманских Falcon 7X и Falcon 2000 LXS впервые познакомил российских клиентов с новым джетом Falcon 5X, который был представлен на Jet Expo в виде полноразмерного макета. Представители Dassault Falcon активно общались практически на любые темы, было видно, что отечественный рынок для компании весьма важен. Новые флагманы Falcon 5X и Falcon 8X стали главными темами в многочисленных интервью. В Dassault Falcon не скрывают надежд, что эти самолеты придутся по вкусу российским заказчикам. Что же касается Falcon 5X, то первые заказы уже оформлены, и как минимум две машины «приедут» в Россию уже в 2018 году. А 8-ка, скорее всего, также станет популярной у российских владельцев нынешнего флагмана Falcon 7X.

«Король» среднего класса Cessna Aircraft, вернее Textron Aviation, привез в Москву обновленные версии двух популярных моделей семейства Citation – Sovereign+ и XLS+. И, похоже, не прогадал. «Наконец-то отечественной рынок ожил, а именно – появился предметный спрос из регионов к сегментам, в которых работает Cessna Aircraft. Помимо Sovereign+ и XLS+, которые мы все же относим к суперсреднему классу, посетителей выставки очень интересовали самолеты CJ и M2, как оптимальные машины для бизнеса. Большинство клиентов приходят к пониманию возможностей именно джетов перед турбопропами, что позволяет нам надеяться не только на гипотетический рост спроса, но и на плавный переход потенциальных клиентов в разряд покупателей. Для некоторых посетителей Jet Expo нами готовятся персональные презентации. Мы надеемся, что следующий год станет переломным для нашей компании в России», - рассказали нам в Cessna Aircraft.

Пожалуй, впервые о своих притязаниях на столь специфический и узкий рынок заявили в Объединенной авиастроительной корпорации, продемонстрировав «старый-новый» SSJ-100 в VIP-конфигурации. С самим самолетом все вроде хорошо, а вот заявления топ-менеджмента компании весьма оптимистичны. Компания оценила рынок для SBJ, который к слову еще не готов, в 100 единиц, что вызывает минимум улыбку, а максимум – вспоминаются советские времена с их максимализмом. Конкуренты SBJ из Airbus и Boeing поставляют на двоих в год не более 20 самолетов, Embraer же с моделью Lineage 1000 и вовсе «ограничивается» двумя-тремя лайнерами. При этом американцы и европейцы готовят реальную смену в виде MAX и NEO и почти уверены, что нынешние владельцы BBJ и ACJ в будущем пересядут именно на эти машины. Да и спрос в сегменте, который представляет SBJ, уже давно находится в стабильно тяжелом состоянии, и это признают сами производители. Рынок перенасыщен, о чем говорят цифры на «вторичке». Да, остается ряд стран из Юго-Восточной Азии, возможно Южной Америки, но и там «светят» лишь единичные заказы. Так что главным для сбыта нашего бизнес-лайнера остается внутренний рынок. А для сравнения, в двадцати метрах на статике стоял ACJ319.


Pilatus Aircraft представил PС-12 NG, хотя, как нам показалась, визит швейцарцев все же был связан с новым бизнес-джетом РС-24, вопросов о котором было чуть ли не больше, чем о популярном турбопропе. Кстати, как минимум три российских клиента уже «оформили» отношения с Pilatus по поводу новой модели, несмотря на то, что их очередь наступит только в 2020 году. Как нам рассказали в компании на правах анонимности, вполне возможно, что российские заказчики получат новые джеты из «первой партии», и поэтому сроки  могут скорректироваться.

Вертолетный сегмент на Jet Expo был представлен ключевыми производителями – Airbus Helicopters (EC135), Bell Helicopter (Bell 407) и AgustaWestland (AW139 и AW109). На стенде «Хелипорт Москва» был выставлен еще один «европеец» - ЕС130 Т2. В AgustaWestland не комментировали итоги выставки, впрочем, невооруженным взглядом было видно, что представители производителя – Exclases Holdings, очень довольны результатами, а в приватном разговоре рассказали, что на выставке удалось заполучить новых заказчиков. Bell Helicopter не только презентовал, но и продавал – известно о нескольких контрактах, одним из которых стал договор на поставку первого Bell 407GX в «Хелипорт Москва». Airbus Helicopters также активно продвигал свои линейки, и обещал поделиться итогами уже через несколько дней.