Владение бизнес-джетами в период геополитической турбулентности

Что может произойти со стоимостью принадлежащих состоятельным гражданам России бизнес-джетов, если специальная военная операция будет продолжаться трудно прогнозируемое, длительное время?

Можно предположить, что в сложившихся условиях не только сохранятся ограничения для свободного использования бизнес-джетов в международных перелетах, но также могут быть введены новые запреты на международном уровне.

В частности, такими ограничениями и запретами уже в ближайшее время могут стать:

  • новые ограничения на международные поездки для граждан России; закрытие границ и воздушного пространства; возможные изменения действующего законодательства в России и ограничения на выезд за границу;
  • дополнительные регионы, помимо ЕС и США, могут ввести ограничения на поездки, включая Ближний Восток, Африку, Индию и Азию;
  • к гражданам России могут применяться дополнительные ограничения на поездки за рубеж, независимо от того, подпадают ли они под санкции; могут быть введены новые ограничения в отношении виз и проживания за границей, в том числе аннулирование виз и видов на жительство; а также
  • продолжение блокировки поставки запчастей и услуг производителями бизнес-джетов и поставщиками услуг.

В такое крайне турбулентное, нестабильное время:

  • следует ожидать от бизнеса сокращения издержек и расходов, которые экономически не являются приоритетными и обоснованными в сложившихся обстоятельствах;
  • стоимость бизнес-джетов, принадлежащих российским компаниям и предпринимателям, может существенно упасть, если самолеты не будут обслуживаться и ремонтироваться в соответствии с требованиями производителя и нормативными требованиями;
  • бизнес-джеты, принадлежащие гражданам России, могут оставаться на земле и непригодными для использования все в большем количестве юрисдикций;
  • кредиторы могут потребовать дополнительное обеспечение для обеспечения погашения финансирования конкретных бизнес-джетов или принять меры для изъятия самолетов во владение в пользу кредиторов; а также
  • российские владельцы бизнес-джетов могут сэкономить на своих инвестициях в них, потому что бизнес-джеты нельзя полноценно использовать и обслуживать, и решат продать их.

Все вышеизложенные опасения имеют практическое обоснование, что ведет к предположению о том, что гражданам России, владеющим бизнес-джетами, может быть разумно продать бизнес-джеты до того, как вышеизложенные опасения еще более усугубятся со временем и станут чрезмерно обременительными, а скидка на бизнес джеты станет весьма существенной.

Некоторые бизнес-джеты в настоящее время не могут получать детали и услуги от одного из основных производителей, таких как Gulfstream, Bombardier, Embraer или Dassault. Запчасти и услуги не предоставляются не потому, что владелец находится под санкциями, а из-за опасений, что продажа запчастей к самолету, принадлежащему лицу, являющемуся гражданином России (не под санкциями), приравнивается к вывозу запчастей к самолету в Россию, независимо от того, где территориально находится самолет. Ограниченное число граждан России смогли доказать производителям или регулирующим органам, что они также являются гражданами или резидентами других стран, помимо России. На этом основании некоторые из них смогли получить отдельные исключения из ограничений производителей на предоставление запасных частей и услуг. Мы могли бы помочь владельцу, имеющему право на такое освобождение, получить такое освобождение. Однако, главным образом, экспорт целых самолетов, их частей и услуг в настоящее время, как правило, запрещен законодательством США и ЕС и требует очень больших затрат, если он осуществляется незаконно через посредников.

На рынке появился апробированный на практике способ продажи бизнес-джета, который не получает требуемых запчастей и услуг от производителей. Данный способ заключается в том, чтобы поставить авиационного брокера между российским владельцем и рынком бизнес-джетов.

Авиационный брокер может приобрести бизнес-джет в свой парк самолетов, а затем обратиться к производителю с подтверждением, что самолет больше не принадлежит гражданину России. Производитель в этом случае сможет предоставить для такого бизнес-джета запчасти, необходимый ремонт и услуги. Такое воздушное судно может быть приведено в соответствие с требуемым графиком технического обслуживания и продано новому покупателю после выполнения всех требований по техническому обслуживанию и летной годности.

Можно было бы обойтись без услуг авиационного брокера, если бы можно было определить нового владельца, который получил бы право собственности на самолет «как есть» («as is») и где он есть (в ангаре или в аэропорте текущего местонахождения самолета). Однако авиационные брокеры, как правило, хорошо осведомлены о круге потенциальных покупателей, а существующие владельцы бизнес-джетов из России с большой степенью вероятности не знают таких потенциальных покупателей.

Покупка бизнес-джета авиационным брокером будет осуществляться по «оптовой цене», а не по рыночной «розничной цене». При продаже бизнес-джета конечному новому покупателю непосредственно в состоянии «как есть» текущий российский владелец, вероятно, также должен будет согласиться на определяемую текущим рынком скидку от розничной цены - скидку от полной справедливой рыночной стоимости.

Мы видим, что предоставление указанных скидок в сложившихся геополитических условиях может оказаться единственно возможным сценарием в проекте продажи бизнес-джета, которым владеют российские собственники, которые не могут претендовать на освобождение от ограничений на предоставление запасных частей и услуг.

Скидка от цены на бизнес-джет, продаваемый «как есть», является разницей между ценой продажи авиационному брокеру и ценой покупки приведенного им в полное соответствие всем требованиям этого же бизнес-джета, покупателем, как пример, зарегистрированного в США самолета, который соответствует всем требованиям по техническому обслуживанию и летной годности, является предметом коммерческих переговоров авиационного брокера и покупателя, не являющегося гражданином РФ. Без скидки первая сделка с большой степенью вероятности не состоится.

Наш опыт показывает, что крайне важен правильный выбор авиационного брокера, и кроме этого, в какой юрисдикции и в какой валюте текущий российский владелец может получить оплату. Есть несколько мировых авиационных брокеров, которые покупают самолеты в свой парк самолетов за наличные в долларах США. Цена, которую они заплатили бы наличными, была бы меньше, чем более высокая цена, которую авиационный брокер мог бы согласиться заплатить, если бы продажа авиационному брокеру осуществлялась частично наличными, а частично финансировалась продавцом.

Если имело место финансирование продавца, оно могло быть оформлено в форме простого векселя на процент от покупной цены, обеспеченного Соглашением об обеспечении покупки воздушного судна (Aircraft Security Agreement). В случае, если брокер находится в США, в рамках оформления сделки необходимо также подать заявление об обеспечении UCC (UCC security statement) в штате, где зарегистрировано юридическое лицо, являющегося покупателем. В результате указанной сделки право собственности на бизнес-джет будет приобретено авиационным брокером, бизнес-джет будет возвращен в эксплуатацию, после чего он может быть перерегистрирован, например, как самолет в США, или в другой юрисдикции. После всех этих действия данный бизнес-джет может быть продан авиационным брокером покупателю. В результате сделки вексель будет погашен, а Соглашение об обеспечении покупки воздушного судна и регистрация обеспечения UCC будет удалена из реестра соответствующего штата.

В качестве альтернативы продавец может предпочесть оплату, например, в дирхамах ОАЭ. Это валютное предпочтение может стать причиной для структурирования продажи бизнес-джета, как компенсационной сделки, реализуемой через цепочку взаимосвязанных транзакций, через авиационного брокера либо через компанию по финансированию сделки купли-продажи самолета, расположенную в ОАЭ. Есть соответствующие компании и юристы в ОАЭ, которые могли бы играть необходимые роли в ОАЭ. Такие компании обладают необходимым знанием местных условий и отраслевыми контактами, чтобы предоставить владельцу жизнеспособный путь для реализации сделки. Владелец может получить конкурирующие предложения от авиационного брокера из США и брокера из ОАЭ. Тем не менее, все авиационные брокеры, как правило, предпочитают работать в соответствии с агентским соглашением с эксклюзивностью работы на владельца на период 90 и более дней.

Специально для BizavNews

Дерек Блум, Кирилл Ратников

Atlantic Aviation Legal Services, LLC