Актуальная проблема строительства вертолетных площадок вокруг крупнейших городов России в последнее время активно решается.
Последнее время активно муссируется тема строительства вертолетных площадок вокруг крупнейших городов России и в целом развития частной малой авиации. Так буквально в течение одной недели мая независимо друг от друга появились предложения о строительстве сети вертолетных площадок в Санкт-Петербурге и Москве. Эксперты считают, что ажиотаж обусловлен началом нового этапа в развитии России.
Буквально за день до принятия Дмитрием Медведевым президентской присяги на рынке появилась информация о строительстве сети вертолетных площадок в северной столице России, а спустя несколько дней схожее сообщение прошло уже относительно Москвы. Вопрос полетов над крупными городами частной авиатехники всегда был в России острым и сложным. Его пытались решить несколько раз. Проблема заключается в том, что еще с советских времен крупные города считаются стратегическими объектами, что, в общем-то, справедливо. Именно поэтому в России порядок оформления полетов разрешительный, а не заявительный, как во всей Европе. Но и там, после 11 сентября 2001 года и взрывов в Лондоне 7 июля 2005 года, порядок проверки ужесточили.
В России же он ослаб вскоре после развала Советского Союза, но после начала первой Чеченской кампании его вновь ужесточили, и с тех пор, по сути, никаких послаблений не предпринималось. Однако потребность в организации регулярных полетов малой авиации над крупными городами на данный момент высока как никогда. Достаточно взглянуть на карту запруженных «пробками» дорог в течение рабочего дня, чтобы осознать, что наземные дороги перегружены до предела, и решить эту проблему в кратчайшие сроки можно лишь с помощью авиации. Именно поэтому предприниматели используют любой шанс, чтобы напомнить о своих желаниях. Сделать это на фоне смены президента представляется наиболее актуальным. В деловой среде сложилось представление, что Дмитрий Медведев намерен проводить более мягкий курс относительно требований к предпринимателям. И он это уже подтвердил, подписав пакет мер ослабляющих административное давление на малый бизнес. В свете этого появление информации о намерении построить вертолетные площадки в двух крупнейших городах России выглядит в качестве пробного шара. При этом масштаб предполагаемого строительства поистине потрясает.
Так, по данным РБК daily, власти Санкт-Петербурга запланировали в течение ближайших 12-15 месяцев построить в городской черте 15 вертолетных площадок, и еще 16 - вдоль Кольцевой автодороги (КАД). Помимо давно обсуждаемых вертолетных площадок у Петропавловской крепости и на крыше отеля «Амбассадор» предполагается построить еще 4 в Петроградском районе, по 2 - в Центральном и Фрунзенском районах, 3 - в Красносельском районе и по 1 - в Выборгском и Приморском районах. Кроме того, планируется размещение 14 вертолетных площадок почти на всех развязках КАД и по 1 вертодрому в Пулкове и Левашове.
При этом пятиугольник с вершинами в районе станций метро «Старая Деревня», «Выборгская», «Новочеркасская», «Звездная» и «Проспект Ветеранов» - центр Санкт-Петербурга - представляет собой на данный момент вообще «запретную» зону, для полетов над ним необходимо получить разрешение в структурах Минобороны. Именно на согласование с этим министерством тратится наибольшее количество времени. Неудивительно, что на фоне объявлений об усилении в Минобороне гражданского элемента правительство Санкт-Петербурга решило прощупать возможность решения давно назревшего вопроса. В то же время исполнительная власть Питера поспешила предотвратить потенциальные дополнительные вопросы со стороны федералов относительно бюджетирования данного проекта. По словам представителей питерских властей, деньги на реализацию данный проект дают сами частные предприниматели. Интерес к проекту проявили уже 6 санкт-петербургских компаний.
Не отстала от северной столицы и Москва. Буквально спустя 2 дня экспертный совет по государственно-частному партнерству (ГЧП) Минтранса одобрил проект комплексной программы развития региональной авиации в Центральном федеральном округе. Согласно данным «Коммерсанта», проект предполагает строительство четырех вертолетных портов в районе МКАД на 250 воздушных судов каждый и 12 вертолетных площадок внутри развязок на МКАД с возможностью одновременного прилета и вылета до 6 воздушных судов, а рядом с Центральной кольцевой автодороги - целого аэропорта региональной авиации и 18 вертолетных остановок с заправочными комплексами.
Учитывая тот факт, что в данном случае «своя рука владыка», предполагается инвестиции на этот проект будут привлекаться не только из частных источников: примерно 17 млрд руб. планируется привлечь из Инвестфонда и только около 12 млрд руб. заложены в качестве частных инвестиций. По оценкам инициаторов проекта, все объекты могут быть готовы к 2012 году. При этом потенциальные инвесторы и в данном проекте уже выстроились в очередь. В частности, в нем готовы участвовать 3 крупных банка, чьи имена, инициаторы проекта пока сочли за благо скрыть от публики. Такой ажиотаж не удивителен. По некоторым данным, уже сейчас при отсутствии нормальной инфраструктуры и законодательной базы в Москве летает порядка 300 частных вертолетов, а в Санкт-Петербурге около 30. Если же порядок оформления полетов будет упрощен, то можно вполне ожидать, резкого взлета спроса на малую авиацию.
Но и для Минтранса необходимо разрешение спецслужб, в данном случае - МЧС, представители которого рассматривают малую авиацию только в плане развития дополнительного сервиса в сфере здравоохранения. И опасения представителей МЧС вполне справедливы. Для начала приобретение нового вертолета - достаточно дорогая покупка, на нее потребуется не менее 1,5 млн евро. Именно поэтому, российские предприниматели предпочитают покупать подержанную технику, зачастую уже выработавшую свой потенциал списанные российские вертолеты. Однако чем кончается использование такой техники всем хорошо известно, особенно после катастрофы вертолета Святослава Федорова. В тот раз все кончилось трагически только для пилота и знаменитого врача, в случае же массового использования устаревшей техники вероятность падения ее на жилые кварталы многократно возрастает.
Таким образом, по оценке аналитиков до тех пор, пока не будет создана соответствующая законодательная база, которая устранит все существующие на данный момент вопросы относительно развития полетов малой авиации над крупными городами в массовом порядке, допуск в эту сферу инвестиционного капитала будет крайне рискованным и не обдуманным делом.
Источник: BizavNews
При перепечатке и цитировании публикаций сайта ссылка на BizavNews.RU обязательна