Развивать малую авиацию планируется на основе государственно-частного партнерства, перевозку должны будут осуществлять частные компании, а развитие и содержание аэродромов, равно как и утверждение программ перевозок, возьмет на себя региональное правительство.
Небо Подмосковья, возможно, в скором времени запестреет частными самолетами – областная дума приняла закон, дающий старт развитию малой авиации. Правда, эксперты отмечают, что правовых актов для этого недостаточно – самолетам нужны аэродромы и прочие элементы инфраструктуры, которых ни в Подмосковье, ни в стране сегодня явно недостаточно.
На прошлой неделе Московская областная дума приняла в окончательном чтении закон об использовании малой авиации для перевозки пассажиров по территории области. Развивать малую авиацию планируется на основе государственно-частного партнерства, перевозку должны будут осуществлять частные компании, а развитие и содержание аэродромов, равно как и утверждение программ перевозок, возьмет на себя региональное правительство. Воздушный транспорт будет курсировать на пригородных и межмуниципальных маршрутах.
Как утверждают областные власти, проблем с поиском партнеров не возникнет. «У нас есть частные компании, которые хотят заняться здесь коммерческой деятельностью. Сегодня они уже осуществляют авиаперевозки, но только некоторых категорий граждан и в соседние субъекты РФ», – сообщил на заседании подмосковного парламента глава профильного комитета Алексей Звягин. Инфраструктура, по оценке Звягина, также соответствует поставленным целям. «У нас есть аэродромы «Быково», «Мячково», есть много площадок, которые можно будет приспосабливать для отправки и посадки малой авиации», – заявил он.
Услуги авиатакси, вероятно, могут заинтересовать лишь самую состоятельную часть населения.
Сейчас полет на пятиместном самолете обходится примерно в 110 рублей за километр, на более комфортабельном 8-местном цена от 140 рублей за километр и выше.
Какую стоимость планируют заложить для массовых пассажирских перевозок – пока неизвестно. Однако, по мнению депутатов, своего потребителя малый воздушный транспорт все-таки найдет. Аналитики отмечают, что услуги авиатакси будут востребованы в основном корпоративными клиентами, Частных пассажиров они привлекут меньше из-за разницы в цене с конкурирующими видами наземного и транспорта.
Крылья над городом
На сегодняшний день в мире порядка 90% всех воздушных судов относятся к классу малой авиации, и 87% всех полетов выполняется ими. В США, например, таких самолетов свыше 250 тысяч, а годовой оборот совершаемых ими перевозок достигает 50 млрд долларов. Авиапарк российских малых самолетов учтен весьма условно – эксперты говорят лишь о нескольких тысячах единиц.
Учитывая транспортные проблемы крупных городов, а также интерес элиты к альтернативным видам транспорта (вспомнить хотя бы недавно озвученное намерение московских и питерских бизнесменов пустить в метро специальный вагон для состоятельных граждан), есть вероятность, что когда-нибудь пассажирские перевозки силами малой авиации станут обыденными. Но едва ли это произойдет в ближайшем будущем. «Малая авиация в России, конечно, будет развиваться, однако организовать авиатранспортное сообщение намного сложнее, чем автотранспортное, – предупреждает аналитик агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. И пока что запуску авиатакси мешает ряд трудностей.
Эксперты единодушно выделяют три ключевых фактора, необходимых для успешного старта: адекватное законодательство, развитая инфраструктура и доступность авиатехники. Текущая ситуация по всем трем пунктам неутешительна, что заставляет усомниться в реализуемости даже тех планов, что вынашиваются подмосковными чиновниками: эксперты скептически оценивают готовность аэродромов «Быково» и «Мячково» принять на себя какую-либо нагрузку. По всей стране многие малые аэродромы за годы простоя пришли в негодность или были переданы в непрофильное пользование коммерческим структурам (так, аэродром «Ржевка» в Ленинградской области давно используется как площадка для хранения автомобилей).
Представить себе малую авиацию в городе сейчас еще сложнее. Идея облетать городские пробки, конечно, весьма заманчива, но на практике устроить это довольно трудно, считает Олег Пантелеев. «Существуют особые ограничения по шуму и безопасности, и это основное препятствие для полета над городскими улицами», – рассказывает эксперт. Есть и другие сложности: организация зон воздушного пространства в городе для перелетов частников, создание условий для посадки летательных аппаратов, станций заправки и сервиса малых судов.
Что касается междугородних маршрутов малой авиации, здесь действуют те факторы, которые сдерживают ее развитие в стране в целом. Главным образом, это касается существующего законодательства – те меры, которые прописаны в действующих законах, относятся в основном к нуждам гражданской авиации, а необходимые для малой авиации не созданы до сих пор.
Например, в федеральном законодательстве нет даже определения понятия малой авиации – оно будет содержаться лишь в законе «О развитии малой авиации в Российской Федерации», проект которого после долгих обсуждений на различных площадках в 42 регионах страны пока только прошел экспертизу правового управления аппарата Совета Федерации.
Хочешь летать – спроси меня как
Сейчас воздушное пространство России используется в разрешительном порядке – для полета требуется длительное оформление и согласование документов. Это отлично подходит для регулярных, заранее спланированных пассажирских рейсов, но неприемлемо для малой авиации, поскольку ее преимущества именно в мобильности и спонтанности. В большинстве стран мира, напротив, принята уведомительная система – подав в соответствующий орган уведомление, вы можете лететь немедленно при условии, что не будете пересекать воздушное пространство, в котором действует разрешительный порядок. В конце апреля заместитель руководителя Росаэронавигации Дмитрий Савицкий заявил журналистам, что уведомительный порядок у нас будет введен в ближайшие месяцы, однако дальше слов дело пока не пошло.
Не лучше ситуация и с регистрацией частных самолетов – процедура эта настолько дорогая, длительная и запутанная, что владельцы предпочитают проходить ее за рубежом.
В результате неучтенные самолеты создают реальную угрозу для всех участников воздушного сообщения, поскольку, не будучи юридически зафиксированными, физически они все-таки присутствуют в небе.
Депутаты Мособлдумы, первыми начавшие сложный процесс легализации малой авиации, подчеркивают, что сначала необходимо создать правовую базу, а затем уже приступать к практике авиаперевозок. Однако эксперты уверены, что на региональном уровне такие вопросы решать не эффективно. Федеральные же власти пока что хранят молчание.
Перспективное направление
О возможностях малой авиации в последнее время задумались в обеих столицах. Правительство Москвы еще в 2007 году одобрило постановление о развитии региональных перевозок с использованием малой авиации, а мэр Лужков велел подчиненным, отвечающим за транспорт, начать работу над созданием на окраинах Москвы небольших аэродромов для посадки вертолетов и малых самолетов. Результаты чиновники обещали продемонстрировать через год-полтора.
В Санкт-Петербурге власти города в мае выбирали перспективные с точки зрения использования малой авиации аэропорты. Среди пяти претендующих на стратегическое значение областных аэропортов (в Левашово, Пушкине, Горской, Ново-Ковалеве (Ржевке) и Кронштадте) власти отдают предпочтение площадке в Левашово. По аналогии с малыми московскими аэропортами, оборудованными компанией «Газпром – Авиа», там хотят организовать авиабазу, обслуживающую нерегулярные перевозки деловой авиации.
Источник: 5-tv.ru