Грозовые тучи в бизнес-авиации уже на горизонте

Важные аспекты постковидного роста бизнес-авиации начали исчезать. По словам отраслевого аналитика Брайана Фоули, то, что началось как череда плохих новостей для трех операторов — Wheels Up, VistaJet и Jet It — в течение 10 дней мая, может стать предвестником грядущих событий.

«Я думаю, что все еще впереди. Общая тема, которую я наблюдаю, это то, что проблемные компании с долевыми программами и карточными продуктами теряют деньги и перестали их зарабатывать», - заявил Фоули.

Ник Копли, президент SherpaReport, добавил: «В целом, за последние пару лет отрасль пережила рекордный бум спроса, и похоже, что сейчас мы находимся на другой стороне. Поэтому, как сказал Уоррен Баффет: «Только когда отлив утихнет, вы обнаружите, кто плавал голышом».

Фоули отметил, что чартерная активность снизилась на 25% с момента своего пика во время Covid, и что многие новые клиенты, вероятно, перейдут на полеты «эконом плюс». Это вызвано недовольством участниками отрасли, которые завышают цены, обещают слишком много и не предоставляют то, что «написано в контракте». «Я уверен, что есть некоторые наивные пользователи, которые плохо знакомы с авиацией и не знают, какова правильная цена. Но большую часть вины я возлагаю на инвесторов, которые сели в этот поезд либо без должной осмотрительности, либо после того, как их подтолкнули к этому инвестиционные банки», — сказал он.

Размер этих инвестиций был ошеломляющим, вероятно, превысив сумму капитала, вложенного в рынок VLJ до того, как он стал «доткомом с крыльями», по словам авиационного аналитика Ричарда Абулафии. Только для Wheels Up, VistaJet и Jet It совокупные инвестиции приближаются к $8 млрд, если учесть $2,1 млрд, привлеченных Wheels Up в результате публичного размещения акций в 2021 году, стоимость которых к началу июня сократилась до $60 млн. Но вместо того, чтобы приносить прибыль, эти инвестиции разожгли финансовый костер, невиданный в этой отрасли с тех пор, как производитель Eclipse проделал инвестиционную дыру в размере $1 млрд и был вынужден обанкротиться в 2008 году.

Фоули предупредил, что история может повторять финансовые последствия катастрофы VLJ. «Может пройти 10, 20 или более лет, прежде чем инвесторы забудут об этом и вновь сунут большой палец ноги в воду, попробовав насколько она теплая», — сказал он, добавив, что это, очевидно, имеет последствия и для развивающегося и капиталоемкого рынка eVTOL. Его предостережение, похоже, оправдалось, когда в апреле Flexjet внезапно отложила свой план выхода на биржу путем слияния с компанией по слияниям и поглощениям (SPAC). Официально компания заявила, что решение было принято потому, что оно отвечало ее интересам. Но Фоули считает, что «почерк уже узнаваем, что касается нехватки капитала, который придет в бизнес [имеется в виду отрасль деловой авиации в целом] в результате этого многие клиенты пострадают».

Фоули опасается, что инверсионные следы, оставленные неудавшимися или несостоятельными эксплуатантами, могут оттолкнуть новых пользователей частной авиации, которые «попадают в одну из этих программ и получают травмы, создавая неблагоприятный, устойчивый негативный образ частного чартера, что несправедливо по отношению к другим программам, которые стабильны и прибыльны. Грустно».