Ноябрь в Дубай вновь окажется «жарким». В середине месяца здесь пройдет Dubai Airshow, один из крупнейших в мире авиасалонов, который традиционно соберет тяжеловесов авиационной отрасли.
Несмотря на статус Dubai Airshow, как ведущего мирового авиасалона, где представлены компании всех сегментов, включая военный и космический, именно бизнес-авиация будет представлена как всегда «богата и дорого». Более половины всех экспонентов выставки так или иначе работают в интересах бизнес-клиента, и авиастроительные компании и провайдеры, безусловно используют очередную возможность в борьбе за «богатого арабского клиента».
Многим производителям действительно есть что показать, ведь в текущем году многие из них начинают поставки совершенно новых флагманов, над которыми работали последние несколько лет. Даже предварительный список экспонентов указывает на то, что «торговля будет не шуточной». В шорт-лист премьер войдут Gulfstream G700 и G800, а также «прорывной в своем классе» Dassault Falcon 6X. Он станет первым двухдвигательным бизнес-джетом французского производителя со сверхбольшой дальностью полета. Обязательно удивят канадцы – Bombardier не только покажет дальнобойный Global 7500, но и обязательно расскажут о реализации проекта Global 8000. Этот джет станет ответом главному конкуренту канадцев – Gulfstream, который активно испытывают свой ультрадальний G800 и готовиться ввести его в эксплуатацию уже в следующем году. На перроне нам обеспечен настоящий праздник роскошных интерьеров – Airbus ACJ и Boeing BBJ привезут в главный город ОАЭ свои новые демонстраторы, а крупнейшие провайдеры продемонстрируют принципиально новые концепты, как реализованные, так и плавно переносящие нас в недалекое будущее. Арабы умеют делать шоу – это будет инновационно, революционно да просто красиво, ведь каждая презентация компаний на авиасалоне — это невероятное погружение в мир будущего не только с помощью современных средств мультимедиа, но и искусственного интеллекта.
Безусловно, не останутся в стороне и вертолетные производители со своими VVIP продуктами. «Тройка» Airbus Helicopters (ACH), Leonardo и Bell Helicopter, каждый в своей нише сможет удивить разборчивого арабского клиента, предложив «золотой продукт» из роскоши и функционала. Airbus представит свой новейший флагман Н160, который является эталоном в VIP линейке вертолетных производителей. Leonardo продемонстрирует популярное семейство AW139/169/189, а Bell расскажет о программе Bell 525. Каждый из этих вертолетов по-своему уникален для своей ниши, но объединяет их самые роскошные и дорогие интерьеры в мире. Вертолетный сегмент в ОАЭ переживает настоящий бум, в стране открываются новые вертодромы, а крупнейшие бизнес-операторы активно добавляют в свои парки современные вертолеты.
На Dubai Airshow мы непременно узнаем о новых контрактах и крупных анонсах в области инвестиций в инфраструктуру. В новом отчете консалтинговой компании Markets and Markets прогнозируется ежегодный рост мирового рынка вертолетов в период с 2022 по 2027 годы на уровне 6,1%, а также увеличение общей стоимости до $41,2 млрд с нынешних $31,9 млрд в 2023 году. И ближневосточный рынок занимает в отчете не последнее место.
Dubai Airshow – настоящий рай для брокеров, работающих на рыке купли/продажи бизнес-джетов и вертолетов. Рынок деловой авиации ОАЭ развивается семимильными шагами, и количество сделок с воздушными судами прибавляет из месяца в месяц. В этом году мы сможет увидеть самолеты различных классов и на «разный кошелек». Свое участие в авиасалоне уже подтвердили крупнейшие компании, работающие в этом сегменте. Так, согласно последним данным отраслевого справочника по ценам Vref, запасы возрастных суперсредних и крупногабаритных деловых самолетов на вторичном рынке продолжают расти. В своем отчете о рыночных тенденциях компания отметила, что для таких самолетов, как Bombardier Global Express и Challenger 601, 604 и 605; Dassault Falcon 50 и Gulfstream IV запасы достигли самого высокого уровня с 2019 года, причем все эти модели демонстрируют доступность более 9% от эксплуатируемого флота. В компании добавили, что эти итоговые данные не включают предложения вне рынка, которые могут легко поднять доступность выше 15%. Среди факторов такого увеличения — техническое устаревание, более высокие затраты на техническое обслуживание и ограниченные возможности финансирования. Хотя эти самолеты лидируют по запасам, ежеквартальное обновление показало, что почти каждая модель бизнес-джета или турбовинтового самолета столкнулась с некоторым снижением цен и спроса. Как уже отмечалось, сертификация Gulfstream G700 в конце этого года, как ожидается, увеличит количество доступных на рынке самолетов G550 и G650, что еще больше усилит ценовое давление.
Особое внимание на авиасалоне, безусловно будет привлечено к рынку eVTOL. Новый опрос среди профессионалов в сфере прямых и венчурных инвестиций показал, что 88% из них ожидают роста общественного доверия к сектору eVTOL в течение следующих трех лет, а 15% ожидают резкого роста. Опрос был проведен Horizon Aircraft, инновационным лидером в области транспортных средств eVTOL. На вопрос о причинах, по которым увеличится общественное доверие, на первом месте с 89% стал рост понимания того, что первые полеты eVTOL будут выполняться квалифицированными пилотами, далее с 69% следует фактор удовлетворенностью результатами работы с регуляторами по сертификации и законодательным инициативам. Другие факторы включают более широкое освещение в СМИ успехов в этом секторе, более успешные испытания пассажирских и грузовых воздушных судов вертикального взлета и посадки, а также растущее число крупных компаний, работающих в этом сегменте.