Европейская бизнес-авиация преодолевает политическое минное поле

Деловая авиация продолжает идти по политическому минному полю, на котором как недруги, так и заклятые враги, полны решимости помешать или даже остановить ее рост. По сути, такова была оценка Хольгера Крамера, нового генерального секретаря EBAA, когда он и его американские коллеги из NBAA открывали в Женеве выставку EBACE 2024.

Второй год подряд на выставке будут присутствовать противники отрасли: ожидается, что активисты по борьбе с изменением климата призовут к запрету всей частной авиации. Ожидается, что в среду такие группы, как Extinction Rebellion, Scientist Rebellion и Stay Grounded, проведут акцию протеста у главного входа в конференц-центр Palexpo.

И поскольку лоббисты бизнес-авиации стремятся продемонстрировать, что она является частью решения проблемы изменения климата, а не сутью проблемы, и отрасль продолжает сталкиваться с тем, что считается неоправданной дискриминацией со стороны Европейской комиссии (ЕК). EBAA выступает против законодательства, которое, по ее словам, подрывает вклад бизнес-авиации в достижение цели по нулевом выбросам для авиационного сектора.

«Деловую авиацию с одной стороны ненавидят [активисты], а с другой стороны пренебрегают [ЕС]», - сказал Крамер накануне выставки изданию AIN. «Мы не хотим, чтобы нам помогали политики, мы просто хотим, чтобы нас уважали как часть европейского авиационного ландшафта».

Решение ЕС исключить бизнес из официального определения устойчивой экономической деятельности потенциально проблематично для компаний бизнес-авиации, поскольку оно может ухудшить репутацию отрасли в финансовом сообществе. По этой причине производитель бизнес-джетов Dassault подает иск против Комиссии, и EBAA не исключает возможности присоединиться к этому иску.

EBAA предупредило, что исключение из так называемой таксономии устойчивого развития ЕС посылает негативный сигнал финансовым рынкам. В этом отношении это может негативно повлиять на способность компаний рефинансировать свою деятельность и активы, включая воздушные суда.

«С моей точки зрения, в этом решении был идеологический подход», - сказал Крамер. «Деловая авиация, похоже, рассматривается как неотъемлемая часть общества. Вот почему нам, как ассоциации, сейчас необходимо активнее выступать как отрасли, поскольку политики и другие заинтересованные стороны, похоже, не понимают, что стоит за бизнес-авиацией. У нас 400000 работников в Европе, и мы ежегодно вносим более 100 млрд евро в ВВП Европы».

В состав EBAA, базирующейся в Брюсселе, в настоящее время входят около 750 компаний-членов, включая эксплуатантов самолетов и сложную экосистему поставщиков оборудования и услуг. В Европе зарегистрировано около 4000 деловых воздушных судов, и на этот сектор приходится от 7% до 9% всех рейсов. По словам Крамера, после постковидного всплеска активность в отрасли остается стабильной при скромных ожиданиях краткосрочного роста.

Сегодня на долю полетов бизнес-авиации приходится 0,04% мировых выбросов углекислого газа. Однако по мере того, как другие отрасли добиваются более быстрого прогресса в сокращении выбросов углерода в рамках юридически обязывающих обязательств по нулевым выбросам, относительный масштаб воздействия этого сектора на окружающую среду будет неизбежно расти.

Благодаря своим мандатам ReFuelEU по использованию экологически чистого авиационного топлива (SAF), Европейский Союз повышает ставки на декарбонизацию полетов. Хотя EBAA разделяет цели законодательства, оно настаивает на том, что, хотя доступность SAF не удовлетворяет спрос, операторам должно быть разрешено использовать схемы бронирования и учета для выполнения своих обязательств путем оплаты топлива, которое используется в других местах в обмен на углеродные кредиты.

«Что нам как отрасли необходимо сделать, так это как никогда четко заявить о том, что представляет собой этот сектор и каковы его преимущества», - сказал Крамер. «Речь идет не об игрушках богатых людей. Есть люди, управляющие компаниями, где эффективность времени имеет решающее значение, а коммерческая авиация не может этого обеспечить».

По его мнению, зацикленность некоторых протестующих на связях отрасли с состоятельными людьми намеренно скрывает тот факт, что медицинские полеты являются частью сферы деятельности деловой авиации. В Европе ежегодно совершается 70000 рейсов только в медицинских целях, и многие из них зависят от доступа к сотням небольших аэропортов, которые поддерживает бизнес-авиация.

Крамер, бывший член Европейского парламента и лоббист автомобильной промышленности, хочет, чтобы сообщество бизнес-авиации «перестало прятаться» и начало подчеркивать таланты и прогресс, которые они вносят в более широкую авиационную среду. «Деловая авиация – это лидер и испытательный стенд для новых технологий, и нам нужно громче говорить об этом», - сказал он.

Отмечая отсутствие в этом году заметных участников в списке экспонентов EBACE, в том числе Gulfstream, Bombardier, TAG Aviation и Luxaviation, Крамер заявил, что EBAA и NBAA открыты для переосмысления формата выставки. Он указал на новые аспекты выставки этого года, такие как новации в сфере передовой воздушной мобильности с их электрическими и гибридно-электрическими воздушными судами.

«После Covid и более широкого внедрения цифровых возможностей характер всех выставок меняется, поэтому нам необходимо приносить добавленную стоимость нашим членам и экспонентам», - сказал он. «Нам необходимо учитывать конкурентную среду и потребности рынка, но я очень горжусь тем, что EBACE продолжит работу».