FAA «активно» работает над прекращением незаконных чартерных перевозок

FAA заявляет, что «активно работает» над выявлением и пресечением деятельности «мошеннических операторов», выполняющих незаконные чартерные рейсы. В заявлении также говорится, что это помогает пассажирам убедиться в законности работы чартерной компании, которую они нанимают.

Комментарии появились после публикации в The Wall Street Journal новости о продаже свободных мест на частных самолётах через личные мессенджеры, такие как WhatsApp и Telegram. FAA подтвердило, что осведомлено о существовании этих групп.

«Незаконные чартерные рейсы представляют серьёзную угрозу безопасности пассажиров», - сообщил CJI представитель FAA. «Важно, чтобы люди проверяли законность деятельности своего чартерного оператора перед бронированием рейса, и у FAA есть инструменты, помогающие пассажирам в этом. Законные чартеры требуют более высокого уровня подготовки и квалификации пилотов, технического обслуживания воздушных судов и соблюдения правил эксплуатационной безопасности. Нелегальные чартерные перевозчики не соблюдают эти строгие требования безопасности».

Но сначала о самой проблеме. По мере роста зависимости общества от безопасных мессенджеров росли и возможности их использования. После пандемии Covid продажи чартерных рейсов значительно возросли, поскольку новые участники отрасли, а также существующие пользователи ищут способы сэкономить.

«Самолёты стоят дорого — от $5000 до $15000 за час полёта», - сказал Дэвид М. Эрнандес, акционер Vedder Price и председатель группы практики деловой авиации и регулирования. «Если вы сможете уговорить кого-нибудь разделить с вами эти расходы, это будет очень заманчивый способ сэкономить тысячи долларов за поездку».

Полеты вдоль восточного побережья США – один из самых популярных чартерных маршрутов в стране. Это означает, что он привлекает значительный интерес со стороны тех, кто надеется занять свободные места на своем рейсе.

Эрнандес сказал: «На этих рейсах летают состоятельные люди, которые легко могут себе это позволить, но предпочли бы сэкономить деньги. Вы не станете состоятельным человеком, если будете щедро тратить деньги. Помимо того, что эти перелёты являются мерой экономии, они также могут стать возможностью для налаживания контактов, где люди могут встречаться и общаться с другими состоятельными людьми».

Нелегальный чартер определяется как любой платный рейс, который не имеет надлежащих сертификатов безопасности, то есть сертификата эксплуатанта (AOC). Но существуют различные уровни операций, которые подпадают под это понятие.

Есть группы, которые будут предлагать места на рейсах, выполняемых долевыми операторами, которые могут предложить место за процент от почасовой оплаты. «Это абсолютно незаконно по условиям любого долевого контракта. Вы не можете перепродавать частичные рейсы», - сказал Эрнандес. 

Кроме того, есть владельцы самолетов, которые могут предложить другим присоединиться к ним в полёте, который они уже планируют совершить. Эрнандес сравнивает это с краудсорсингом. Он говорит, что это может быть «более проблематичным», потому что человек, заходящий в самолет, не знает, с кем он летит.

«Вы не знаете пилотов, страховку, техническое обслуживание — вы ничего не знаете. Это то, что я называю «частным нелегальным чартером». По крайней мере, в случае с крупными авиакомпаниями, такими как NetJets и FlexJet, вы знаете, что рейс выполняется кем-то более авторитетным, имеющим соответствующие сертификаты и гарантии», - сказал Эрнандес.

Наконец, есть «разовые клиенты», у которых нет собственного самолёта, и которые хотят разделить расходы на чартер. «Это ребята из «притворяйся, пока не добьешься успеха», команда «крипто-бро» и им подобные. Это те, кто арендует самолёт по дешёвке, и им нужен кто-то, кто будет сопровождать их, потому что они действительно не могут позволить себе заплатить от $20000 до $30000 в одну сторону», - объяснил Эрнандес.  «Это самое страшное, потому что трудно понять, проводится ли какая-либо надлежащая проверка. В то время как люди просто надеются, что это будет безопасно».

Джеффри Рейс, основатель MyFlight Advisor, говорит, что даже если чартеры забронированы на законных основаниях, у людей могут возникнуть проблемы, когда они начинают рекламировать места в мессенджерах. «Именно здесь мы сталкиваемся с правилами Part 380 для общественных чартеров. Эти люди держатся так же, как и авиакомпания, но у них есть очень специфический набор правил», - сказал он.

Чтобы на законных основаниях управлять публичным чартером, физическое лицо должно внести залог, опубликовать расписание рейсов и начать выполнять рейсы, как только это расписание станет общедоступным. Оно также должно квалифицироваться как непрямой авиаперевозчик и заключить контракт с сертифицированным прямым авиаперевозчиком.

Ключевой вопрос сводится к тому, что регулирующие органы называют «удержанием мест». Если публично рекламировать места — например, сообщая, что в определенный день доступно шесть мест по определенной цене, — это считается удержанием мест. Но если доступ ограничен, например, через веб-сайт, защищенный паролем, или группу в мессенджере только для членов, то это попадает в юридическую «серую зону» в отношении того, можно ли это по-прежнему считать удержанием, сказал Рейс.

«Вот почему некоторые компании, предлагающие публичные чартеры, пытаются вести дела в рамках закрытых групп, а затем добиваются юридического толкования, утверждая, что это не публичная реклама. Различие важно, потому что закон конкретно определяет, что считается публичной рекламой», - пояснил он.

В результате многие участники даже не осознают, что, возможно, нарушают правила. «Они думают: «Я забронировал чартер по программе Part 135 и просто делю расходы». Но вот тут-то и возникает проблема: нарушение правил Part 135 — это одна проблема, а нарушение Part 380 правил «удержания» — уже другая. Это отдельные нарушения нормативных актов, хотя люди часто объединяют их», - добавил Рейс.

Ожидание того, что сесть на чартерный самолёт так же безопасно, как и на коммерческий рейс, является одним из самых больших заблуждений среди тех, кто покупает билеты через группы в мессенджерах. Коммерческие перевозки сертифицированы в соответствии с Part 121 и 135 и строго регулируются.

«Я думаю, что люди отчасти очень невежественны. Они просто предполагают, что всё в порядке», - сказал Эрнандес. «Конечно, подавляющее большинство таких полётов обычно безопасны. Пилоты не хотят разбиваться, но несчастные случаи всё же случаются».

Самая большая проблема, с которой сталкивается FAA при решении проблемы использования групп в мессенджерах для продажи мест, заключается в том, что правила распространяются только на операторов, воздушные суда и пилотов. «У нас нет полномочий в отношении личных мессенджеров», - сказал представитель агентства.

Чтобы бороться с этим, FAA заявило, что часто проводит разъяснительную работу с пассажирами, операторами и пилотами, чтобы убедиться, что они знают правила, применимые к чартерным перевозкам. Это включает в себя обмен сообщениями в социальных сетях, сотрудничество с иностранными регулирующими органами и торговыми ассоциациями, такими как Национальная ассоциация воздушного транспорта, а также предоставление пассажирам таких ресурсов, как список лицензированных чартерных авиаперевозчиков.

FAA также сформировало Специальную следственную группу для расследования сложных случаев незаконных чартерных перевозок. Агентство также может принимать принудительные меры и налагать штрафы за незаконные чартерные перевозки. 

Несмотря на эти меры, инциденты с незаконными чартерными перевозками потенциально происходят чаще, чем когда-либо. Эрнандес заявил, что сейчас, вероятно, происходят сотни «мошеннических» случаев, но они никогда не доходят до суда из-за своей незаконности.

«Вы не можете подать в суд на незаконную деятельность, поэтому ваши права и обязанности крайне ограничены», - объясняет он. «Общественность узнает об этом только тогда, когда произойдет несчастный случай или когда FAA или ФБР привлекут кого-то к ответственности. Но если и когда кого-то поймают за этим занятием, это станет достоянием гласности, и санкции, скорее всего, будут суровыми».

Эрнандес утверждает, что FAA и органы регулирования воздушного движения в целом действуют по своей природе реактивно. Он считает, что агентство могло бы действовать более проактивно, не перегружая себя.