В ходе круглых столов, состоявшихся в начале ноября на саммите AIN по техобслуживанию корпоративных воздушных судов (CALS MX) в Скоттсдейле, штат Аризона, среди руководителей служб технического обслуживания зашёл разговор об используемом ими программном обеспечении и о том, какие недостающие функции могли бы повысить эффективность.

В ходе обширных дискуссий с ответственными за обслуживание корпоративных авиапарков обсуждались самые разные вопросы: от предиктивного обслуживания до диагностики и отслеживания неисправностей, а также вопросы искусственного интеллекта (ИИ). (Примечание: участникам CALS рекомендуется говорить откровенно, и AIN соглашается не раскрывать их имена.)
Хотя некоторые участники отметили, что их буквально заваливают решениями на основе ИИ, некоторые согласились, что эта технология может быть полезна. Некоторые компании используют программное обеспечение Camp Corridor для управления своими отделами технического обслуживания, и участники круглого стола с интересом узнали о разработке компанией Aero Star Aviation собственного инструмента на основе ИИ на базе Corridor, который поможет техникам узнать о методах технического обслуживания и решениях для устранения неполадок, которые являются частью общего опыта их коллег. «Как начинающий техник, ты не всегда можешь найти руководителя [чтобы задать вопрос]», - сказал один из участников.
Представитель компании Veryon, занимающейся документацией по техобслуживанию и отслеживанию, заявил: «Полагаю, что так происходит в каждом ангаре». Он отметил, что пользователи Veryon могут осуществлять поиск по всей информации в продуктах компании, при этом система будет ссылаться на источник, чтобы пользователь мог убедиться в качестве результатов. «Генеративный ИИ настолько умен, насколько умны данные, которые вы ему предоставляете», - заключил он.
Один из участников вебинара, посвящённого ИИ, был потрясён, узнав, что компания просто передаёт руководства по техническому обслуживанию и информацию в инструмент ИИ, не учитывая, что эти руководства являются собственностью производителя самолёта. Хотя это происходит чаще, чем хотелось бы производителям, именно они сами решают, как использовать их информацию. Например, инструмент ИИ Aero Star использует только собственную информацию, основанную на работе механиков, и не пытается вводить какие-либо фирменные продукты производителя.
В любом случае, несмотря на некоторое сопротивление со стороны обслуживающих компаний внедрению инструментов ИИ, они признали, что существует множество возможностей для применения ИИ в сфере технического обслуживания. Одна из компаний видит преимущества своей программы обеспечения качества лётной эксплуатации не только для пилотов, но и в качестве ресурса для выявления проблем, связанных с техническим обслуживанием.
Одна из главных претензий многих участников круглого стола по техобслуживанию заключается в отсутствии универсального программного пакета, который бы решал все их задачи. В результате операции по обслуживанию зависят от нескольких программных платформ, и, несмотря на многочисленные обещания, интеграция между этими платформами зачастую отсутствует.
Разработчики ПО часто обещают, что их система решает все эти проблемы, но это не всегда так. Компаниям, рассматривающим конкретную программную платформу, важно протестировать её на соответствие своим процессам и ожиданиям, а не делать никаких предположений о возможностях программного обеспечения до покупки и внедрения пакета.
ИИ, возможно, и способен помочь в решении этих задач, но, по общему мнению многих участников, ему ещё предстоит пройти долгий путь развития, и это не избавит техников от необходимости учиться своему делу. Техники не могут просто скачать данные с самолёта, чтобы понять, в чём проблема, сказал один из участников. «Идите и разберитесь», - сказал он. Ноутбук или iPad не починят эту протекающую стойку, добавил он. Физические навыки по-прежнему важны.
Другой руководитель по техническому обслуживанию отметил, что понимание принципов работы системы по-прежнему важно, как и непосредственное решение проблемы. Работая на вертолётах в армии, он столкнулся с нестабильным показанием указателя уровня топлива. Оказалось, что причиной этому был жгут проводов, на который воздействовала индуктивность, создаваемая расположенной рядом металлической тягой системы управления полётом. «Мы обнаружили это, только отсоединив жгут», - сказал он.
Источник:









