Почти год назад в майские дни открыла свои двери для посетителей первая международная выставка вертолетной индустрии HeliRussia 2008. Отзывы о выставке были весьма лестные как со стороны компаний-участников, так и со стороны посетителей. Выставку высоко оценили руководители отрасли. Глава вертолетостроительного холдинга ОАО "Вертолеты России" Андрей Шибитов отметил: "Выставка несомненно удалась. Российской вертолетной индустрии нужна была такая площадка. И мы за то, чтобы она носила международный характер и привлекала лучшие фирмы мира".
Почти год назад в майские дни открыла свои двери для посетителей первая международная выставка вертолетной индустрии HeliRussia 2008. Отзывы о выставке были весьма лестные как со стороны компаний-участников, так и со стороны посетителей. Выставку высоко оценили руководители отрасли. Глава вертолетостроительного холдинга ОАО "Вертолеты России" Андрей Шибитов отметил: "Выставка несомненно удалась. Российской вертолетной индустрии нужна была такая площадка. И мы за то, чтобы она носила международный характер и привлекала лучшие фирмы мира".
Итак, прошел год. Вице-премьер РФ Сергей Иванов, открывая первую выставку, выразил надежду, что она даст толчок развитию рынка вертолетной техники. Изменилось ли что-нибудь в российской вертолетной индустрии? С какими показателями отрасль подошла к HeliRussia 2009?
В 2008 году на предприятиях вертолетостроительной индустрии России было построено 169 вертолетов военного и гражданского назначения, что на 3% превысило плановые показатели.
Мировой парк вертолетов в 2008 году пополнили 114 вертолетов Ми-8/17, 20 боевых Ми-24/35М и Ми-28Н, 11 - Ка27/32. Все выпущенные вертолеты имеют максимальную взлетную массу в диапазоне 11-13 тонн и относятся к категории "средних". В 2008 году было модернизировано 24 вертолета Ми-2, которые включены в итоговые показатели производства в 2008 году как новые. Ми-2, хоть и имеют взлетную массу значительно ниже остальных произведенных вертолетов (3,7 тонны), но также относятся к категории "средних". Т.е. структура нашего вертолетного парка была усилена в 2008 году исключительно этой категорией. Диспропорция в структуре парка продолжает сохраняться. Стране по-прежнему не хватает легких вертолетов и их нехватку пока можно восполнить только за счет вертолетов иностранного производства.
Сколько из произведенных вертолетов осталось в России, а сколько ушло за рубеж - не разглашается. Однако известны данные о количестве вертолетов, поставляемым по заключенным в 2008 году контрактам "Рособоронэкспорта" - 80 вертолетов Ми-17В5 в Индию, 10 вертолетов - Ми-35 в Бразилию, 14 - Ми-17 в Египет. Основные импортеры российской вертолетной техники в 2008 году - страны СНГ, Латинской Америки, Азиатско-Тихоокеанского региона, Азии и Китай.
Отрадно проследить динамику роста произведенных вертолетов за период 2004-2008 гг. (по данным "Интерфакс-АВН").
Год | Количество, шт. | Прирост к предыдущему году, %
|
---|---|---|
2004 | 85 |
|
2005 | 93 | 9
|
2006 | 108 | 16
|
2007 | 120 | 11
|
2008 | 169 | 41
|
2009 план | 231 | 37 |
Как видно из приведенных данных, российская вертолетостроительная отрасль является одной из немногих отраслей отечественного машиностроения, которая находится в постоянном поступательном развитии. Портфель заказов "Вертолетов России" расписан полностью на 2009-2010 годы и на 50% на 2011 год.
При таких темпах роста и существующих объемах спроса, поставленная задача довести к 2015 году ежегодный выпуск вертолетов до 450-500 машин, выглядит выполнимой. Столь энергичное восстановление позиций вертолетостроения - одной из ведущих наукоемких отраслей, будет способствовать развитию всей экономики страны, переводу ее на высокотехнологичные рельсы.
На российском рынке активно присутствуют и иностранные игроки - производители вертолетов Eurocopter, AgustaWestland и Bell Helicopter. Первый этап работы этих компаний на территории России оценивается как весьма успешный.
Рекордсменом по праву следует считать Eurocopter. Только за 2008 год прирост в России вертолетов лидера мирового вертолетостроения составил 15 машин. В эксплуатации сейчас находятся 66 вертолетов Eurocopter, что составляет 70% от газотурбинных вертолетов западного производства. Eurocopter принципиально отличается от своих конкурентов - в структуре их российского парка есть не только частные владельцы (70%), но и ведомственные организации (МЧС, МВД, Московская пожарная служба) - 14%. Коммерческие операторы, включая нефтегазовые компании ("ЮТэйр", "Газпромавиа"), составляют 16% парка компании в России.
Заметных успехов добилась и компания AgustaWestland. В 2008 году итальянские вертолетостроители совершили настоящий прорыв на российском рынке. На HeliRussia 2008 был подписан долгосрочный контракт и пятилетнее соглашение о дистрибуции между AgustaWestland, "Оборонпромом" и инвестиционной компанией Loyd"s Investments Corp. на сумму 450 млн евро.
По мнению Ренцо Лунарди, старшего вице-президента компании AgustaWestland, в России все модели имеют хорошие перспективы. "Если смотреть по конкретным моделям, то Grand, вне всяких сомнений, занимает первое место. На второе место я бы поставил 139-ю модель, особенно учитывая то, что мы скоро начнем ее собирать на заводе в России. Эта машина прекрасно подходит для эксплуатации в вашей стране. Совместно с российскими коллегами мы планируем к 2010 году завершить строительство сборочного производства. Если все пойдет, как намечено, то первый AW139, собранный в России, будет поставлен заказчику в 2011 году", - сказал он.
Другой важный участник этого соревнования за долю российского рынка - компания Bell Helicopter - вступила в гонку с некоторой задержкой, с учетом огромного спроса на вертолеты в США. Но большой маркетинговый опыт американцев позволил им довольно быстро набрать необходимые обороты. В итоге в 2007-2008 годах в Россию было продано более 40 вертолетов Bell, правда, с поставкой через 2-4 года.
HeliRussia 2008 позволила ведущим иностранным компаниям не только обозначить свое присутствие, но и оценить меняющееся качество российского вертолетного рынка. Одним из итогов первой международной выставки вертолетной индустрии HeliRussia 2008, несомненно, следует считать изменение политики самих компаний в отношении России. Как отметили наблюдатели, теперь ведущие производители направляют в помощь своим представителям в России топ-менеджеров - вторых лиц своих компаний.
Как отметил Ренцо Лунарди: "Российская вертолетная выставка показала, насколько мы здесь неплохо уживаемся с нашими конкурентами. Я имею в виду не только Eurocopter, но и Bell Helicopter, Sikorsky. За последние три года мы все имели устойчивый рост".
Вторая международная выставка вертолетной индустрии HeliRussia 2009 пройдет с 21 по 23 мая 2009 года на той же выставочной площадке, что и в прошлом году, в МВЦ "Крокус Экспо". Количество компаний экспонентов превысит показатель прошлого года и в основном это произойдет за счет увеличения количества зарубежных участников. В прошлом году в выставке участвовало 22 иностранные компании, в этом же их в полтора раза больше. В HeliRussia 2009 примут участие компании из 15 стран мира: России, Украины, Беларуси, Латвии, Америки, Великобритании, Франции, Швеции, Швейцарии, Италии, Германии, Польши, Новой Зеландии, Объединенных Арабских Эмиратов, Японии.
Основу российской экспозиции, несомненно, составит вертолетостроительный холдинг ОАО "Вертолеты России", который представит свои разработки в содружестве с Уральским оптико-механическим заводом и ЗАО "Транзас".
Будут представлены и принципиально новые разработки российских вертолетостроителей. Так, ООО "КБ Маслова - Север" покажет свою новинку - вертолет RU MAS 133. Это легкий трехместный однодвигательный вертолет - модернизация американского вертолета с поршневым двигателем. Данный вертолет является лишь промежуточным этапом в создании нового двух двигательного RU MAS 245, своего рода летающей лабораторией для отработки и диагностики собственных разработок компании, которые также будут представлены на HeliRussia 2009.
Иностранные Eurocopter, AgustaWestland и Bell Helicopter будут дополнены большой экспозицией MD Helicopters, которая представит на HeliRussia 2009 три вертолета MD 500, MD 600, а также MD Explorer, который недавно прошел сертификацию в России. Eurocopter покажет на своем стенде две модели вертолетов: EC 135 и EC 145, причем EC 135 - первый в России.
Среди натурных образцов на HeliRussia 2009 будут продемонстрированы не только уже знакомые российским посетителям отечественные вертолеты Ми, Ка, Ансат и машины таких зарубежных компаний как Eurocopter, AgustaWestland, Bell Helicopter, Robinson, MD Helicopters, но и американский вертолет Enstrom 280 - уникальный гость российских авиаэкспозиций.
Владельцам вертолетов Robinson R44 будет интересно ознакомиться с новинкой японской компании Alpha Aviation Co., Ltd - Sumotor. Sumotor предназначен для владельцев и эксплуатантов вертолетов типа Robinson. Он дает возможность легко и удобно перемещать эти легкие вертолеты одному человеку без посторонней помощи. Sumotor состоит из комплекта колес и пульта дистанционного оборудования ими. Колеса устанавливаются на каждую лыжу вертолета. Вертолет перемещается при помощи пульта управления, который действует на расстоянии до 35 метров. Вы просто устанавливаете колеса и как игрушку перемещаете свой вертолет в любом направлении со скоростью 16 м в минуту.
Не обойдется выставка и без обширной деловой программы. Любая выставочная площадка является местом встречи профессионалов - маркетологов, продавцов и покупателей продукции и услуг, предлагаемых компаниями - участниками выставки. Это диктует целесообразность проведения на выставке международной конференции, посвященной состоянию и перспективам развития рынка вертолетов.
В мире эксплуатируется большое количество российских вертолетов, особенно Ми-8, поэтому вертолетостроительный холдинг ОАО "Вертолеты России" проведет на выставке конференцию "Надежность и безопасность Ми-8 и других российских вертолетов", который будет интересен как российским, так и зарубежным эксплуатантам.
Вертолетам Ми-8 будет посвящен и круглый стол "Применение сжиженного пропан - бутана - АСКТ на вертолетах семейства Ми", организаторами которого являются ФГУП "ГОСНИИ ГА", ЦАГИ им. Жуковского, ОАО "ИнтерАвиаГаз". Применение нового вида топлива, позволяющего снизить эксплуатационные затраты на вертолеты особенно ценно в условиях финансового кризиса.
Сокращение издержек, оптимизация бизнес - процессов и повышение производительности труда, пожалуй, самые актуальные на сегодняшний день задачи для производителей вертолетов и комплектующих. Один из самых мощных и эффективных инструментов для решения этих задач - признанная во всем мире методология бережливого производства (Lean production, Лин, Кайдзен, Toyota Production System). Практически все мировые отраслевые лидеры - Boeing, Sikorsky Aircraft Corporation, Bell Helicopter Textron и другие - строят свои производственные системы на основе Лин. В рамках деловой программы HeliRussia 2009 директор российской компании-провайдера услуг по освоению Лиин "Центр Оргпром" проведет семинар - презентацию "Бережливое вертолетостроение: потенциал лидерства", где на примерах зарубежных и российских компаний расскажет о философии и методологии бережливого производства, а также об инструментах, способных дать быстрый и надежный результат.
Авторитетная консалтинговая компания MauerGroup проведет семинар "Управление рисками в условиях кризиса" с участием экспертов Минфина и МГИМО.
Также на выставке пройдут мероприятия по празднованию 70-летия российских вертолетостроительных предприятий ОАО "Роствертол" и ОАО "Улан-Удэнский авиационный завод".
Конечно, на HeliRussia 2009 будут представлены презентации различных компаний, их продуктов и услуг. Московский авиационный институт и кафедра "Проектирование вертолетов" проведут презентацию своего учебного заведения. А на стенде МАИ будут представлены разработки конструкторского бюро института. Свои презентации проведут "Центр обеспечения полетов АОН Ассоциации вертолетной индустрии", компании Center PIC, Becker Avionics Systems.
Пройдет презентация "Датчики давления для вертолетной индустрии фирмы KULITE, США" и другие мероприятия.
Уже по традиции, на HeliRussia 2009 пройдет вручение учрежденных Ассоциацией вертолетной индустрии (АВИ) ежегодных премий для работников предприятий вертолетной индустрии в номинациях: "Пилот года", "Конструктор года", "Инженер года". Торжественная церемония награждения победителей и лауреатов премий АВИ пройдет 22 мая в 16:00 на сцене павильона экспозиции выставки.
В мае этого года гостям, участникам и посетителям HeliRussia 2009 будет весьма удобно добраться до МВЦ "Крокус Экспо", минуя автомобильные пробки, не только из московских аэропортов, но и из любого места Центрального федерального округа.
Впервые у выставки будет свой официальный воздушный перевозчик. Статус официального воздушного перевозчика HeliRussia 2009 получила компания Heliexpress, основной вид деятельности которой - вертолетное такси. Перевозка пассажиров осуществляется высококвалифицированными пилотами авиакомпании "ЮТэйр" на комфортабельных и безопасных вертолетах Eurocopter As355, а также Robinson R44.
HeliRussia - молодая выставка, но уже зарекомендовала себя как крупнейшая в России и СНГ специализированная экспозиционная площадка. Вертолетная индустрия России находится в постоянном развитии, потребность в вертолетах неуклонно растет и, несомненно, все новинки мирового рынка вертолетов будут привлечены в Россию. Выставка год от года будет становиться все интереснее для непосредственных потребителей продукции и услуг вертолетной индустрии и, конечно же, для всех любителей винтокрылых машин.
Ожидается, что HeliRussia 2009 будет богата на партнерские программы российских производителей и ведущих мировых компаний. В кризисе есть положительная черта - он меняет условия игры. Поэтому задача выставки в этом году - поиск новых условий для всех участников регионального рынка - России и стран СНГ.
Источник: Жанна Киктенко, Владимир Орлов // АвиаПорт.Ru