На чем летают казахские олигархи? Оказывается, по разным оценкам, бизнесмены и подконтрольные им ФПГ владеют около 19 бизнес-джетов иностранного производства. И речь идет только о частных самолетах. В список не входят воздушные суда, обслуживающие высокопоставленных чиновников из «Ак орды».
Не пора ли журналу Forbes заняться не только составлением рейтингов самых богатых людей планеты, но и табелями о рангах бизнесменов-авиалюбителей?
Если бы подобный рейтинг продвинутых бизнес-летчиков уже был составлен, то по праву первое место по Казахстану досталось бы (кому вы подумали?), конечно же, конечному владельцу «Народного банка» Тимуру Кулибаеву. Как следует из письма, средний зять президента и подконтрольная ему финансово-промышленная группа имеют в активе обширный авиапарк, или даже авиационную базу, состоящую из шести самолетов авиакомпании Prime Aviation (Boeing BBJ 1, Gulfstream IV, Challenger 604 — 2 шт., Hawker125 950XP и Gulfsream 200).
Второе место разделили бы добывающая компания «Казцинк» (Challenger 604, Gulfstream V и ЯК-42Д), kaspi bank (Як-42Д — 2 шт., Premier 1A авиакомпании «Хозу- Авиа») и БТА (Challenger 604, LearJet 60XR, ЯК-42Д от Excellent Glide).
На третьем месте оказалась бы сразу целая группа компаний. Это, во-первых, нацкомпания «КазМунайГаз», владеющая двумя воздушными судами ТУ-134 «Евразии Эйр», ArLine Co — Cessna-Sovereign, Premier 1A авиакомпании Jet One. Во-вторых, «Нурбанк» — с Cessna Sovereign и ТУ-134 от Fly Jet. В-третьих, «Эксимбанк» — с Cessna Citation 10 и ТУ-154М. Ну и, конечно, «Казахмыс», имеющий в собственности, согласно этому списку, два самолета Challenger 850 компании «Комлюкс авиа» (хотя что-то нам подсказывает, что у этой компании авиасудов должно быть побольше).
Четвертое место дружно разделили «Казкоммерцбанк», владеющий всего лишь Gulfstream IV, и «Альянс Банк» с Challenger 604.
Спрашивается, почему бы Генпрокуратуре не проверить заодно с БТА и вышеперечисленные компании на предмет законности пользования воздушными судами? Не на средства ли господдержки «Народному банку» и «Казкому» сформировался их воздушный флот?
Мы же, пока прокуроры смешат народ своими заявлениями, попытались оценить стоимость вышеперечисленного авиапарка. Сделать это получилось только приблизительно, так как неизвестно, когда и в каком состоянии покупалась техника. Но вряд ли Тимур Аскарович покупал самолеты, бывшие в употреблении. Поиск же в Интернете дал шокирующие цифры.
Только Boeing BBJ 1, представляющий собой переделанный под бизнес-вариант Боинг-737, в 2004 году стоил $42 — 45 миллионов. Gulfstream IV — $36 миллионов. Challenger 604 - уже бывшие в употреблении машины выпуска 2005 года — по $24 миллиона, а новые еще дороже. Gulfsream 200 — $20 миллионов. Что касается Hawker125 950XP, то данных по нему мы не нашли. Таким образом, только пять из шести авиабортов Кулибаева-младшего стоили порядка $150 миллионов. Не хило, не правда ли?
Что касается нового ЯК-42Д в бизнес-комплектации, то есть того самого борта, который оказался в центре внимания общественности благодаря заявлениям Генпрокуратуры в адрес бывших руководителей «БТА Банка», то он стоит порядка $18 миллионов.
...Кстати, в письме есть еще одна весьма любопытная информация. Якобы услугами авиакомпании Excellent Glide, той самой, с которой был договор у «БТА Банка» и которая теперь попала под прицел прокуроров, пользовался и глава госфонда «СамрукКазына» Кайрат Келимбетов, когда летал в Гонконг осенью прошлого года вместе с Айданом Карибжановым из Visor Сapital и совсем недавно, в феврале 2009 года, в Москву и Пекин. Надо полагать, что оплачивались эти вояжи за счет бюджетных денег — других-то в этом фонде не водится. Почему же тут молчит Генпрокуратура?
Источник: Газета "Республика — деловое обозрение"