Аэрофобия. Не стоит бояться, когда к этому нет причин!

Множество людей заражается вирусом аэрофобии вследствие попадания в процессе полета в нештатную или аварийную ситуацию. Это, по словам врачей, обычный, здоровый, посттравматический синдром.

Множество людей заражается вирусом аэрофобии вследствие попадания в процессе полета в нештатную или аварийную ситуацию. Это, по словам врачей, обычный, здоровый, посттравматический синдром. Но если представить, что нештатной ситуации не было? Тогда и причин для возникновения фобии полетов просто бы не возникло. Вы будете очень смеяться, но более 90% людей, рассказывающих о своих, леденящих душу приключениях в полете, никакой опасности не подвергались. Это был обычный рутинный полет.

Безусловно, если Вы уже испугались, и загнали свой страх глубоко внутрь, то помочь может только специалист. Но если боязнь терпимая, и еще не успела укорениться в подсознании – ее можно вылечить знанием тонкостей «кухни» полета. Знанием, которое есть у любого летчика и стюардессы, но которое, почему-то, частенько обходят молчанием в статьях для пассажиров, боящихся летать.

Для тех же, кто еще не успел попасть в подобную ложную аварийную ситуацию, оно окажется неплохой профилактикой.

Изменение шума двигателей. В течение полета, режим двигателей меняется несколько раз: взлет, посадка, особенности маршрута, погодных условий… Звук снижения мощности двигателя сразу же после взлета (еще до набора достаточной высоты) иногда необходим для соответствия шумовым требованиям некоторых аэропортов.

Если же самолет хорошо звукоизолирован, и двигатели находятся далеко от кресла пассажира, то после взлета шум работающих двигателей вообще может исчезнуть.

Раскачивание крыла. Среди людей, имеющих прямое отношение к авиации, ходит байка, как раз имеющая отношение к теме нашего разговора. Знаменитый авиаконструктор А. Н. Туполев летел вместе с большой группой советских журналистов в демонстрационном полете на свежеизготовленном Ту-114. Это был один из первых советских самолетов, в расчетах на прочность которого применили теорию аэроупругости. И на вопрос испуганной журналистки: "Андрей Николаевич, а почему крыло у самолета машет?", Туполев кратко и емко ответил: "Если бы не махало, то отвалилось бы".


Когда самолет с большим размахом крыльев взлетает, то набегающий поток воздуха создает колебания и выгибает крыло. После того, как происходит отрыв самолета от полосы, крыло, с небольшой амплитудной раскачкой, постепенно успокаивается. В случае, например, с Airbus 380 - раскачка идет с огромной амплитудой! Проще говоря, самолет после взлета начинает «махать крыльями», пока не происходит выхода на установленный режим.

Во время турбулентности крылья самолета трясутся и раскачиваются, поглощая вибрацию.

Крыло, обладая упругостью, обладает и феноменальной прочностью. Например, во время теста самолета Boeing 777, крылья сломались только после того, как были отогнуты на 24 фута (7,3 метра) от их изначального положения.

Посторонние звуки. Вибрация, шум грохот. Посторонних звуков во время полета Вы услышите множество (особенно если специально будете к ним прислушиваться и умирать от страха при каждом стуке чашки на кухне). Вот расшифровка некоторых из них:
а) Вибрирующие и жужжащие звуки - момент подъема шасси.
б) Звуки ударов - доносятся с кухни во время взлета и турбулентности. Это сталкиваются между собой тележки.
в) Звук системы кондиционирования - может меняться в зависимости от необходимости нагревать или охлаждать воздух.
г) Звук "тик-тик-тик" можно услышать примерно за 5 минут до посадки из-за работы системы закрылок.

Конструкция всего самолета (а не только крыльев) – эластичная и упругая. Встречая волну сильного ветра, корпус слегка прогибается, пружинит, и передает волну далее, что создает ощущение вибрации (но способствует ее поглощению).


Также самолеты иногда вибрируют и грохочут… всего лишь из-за тряски посуды на кухне или же недостаточно жестко закрепленного багажа в багажном отсеке.

Крутой, почти вертикальный взлет; резкий крен. У каждого типа самолета свой «почерк» взлета и посадки. ТУ взлетают и садятся несколько более плавно, чем Airbus и тем более - Boeing (от последнего вообще иногда бывают впечатления вертикального взлета).

Развороты на Airbus тоже субъективно воспринимаются резче, чем на ТУ. Кстати, как замечают летчики, вообще-то любой поворот должен выполняться с креном (называется это красивым словом «вираж») - так выполнять поворот гораздо безопаснее.

Сами по себе подобные взлеты преследуют две цели: экономию горючего (чем выше, тем меньше расход) и выполнение норм по шуму (чем быстрее самолет ушел на высоту - тем меньше шум от него). В тех же случаях, когда аэропорт окружают горы, подобный взлет – единственно возможный и предписан инструкцией.

Прерывание капитаном сообщения, обращенного к пассажирам. Капитана от пилотирования воздушного судна никто и ничто не освобождает. Даже передача ничего не значащих приветов и информации пассажирам. Сообщение диспетчера (например, о погоде, смене эшелона и др.) требует мгновенного переключения внимания командира на сообщаемую ему информацию.

Кроме того, бывают и чисто бытовые, непредвиденные ситуации, которые изложены в хорошо известном большинству из вас анекдоте:
«Летит самолет. Пилот сообщает по громкой связи:
- Уважаемые дамы и господа, Вас приветствует командир воздушного судна. Прослушайте информацию о нашем полете. Наш полет проходит на высоте 10 тысяч метров со скоростью 900 километров в час, температура за бортом… Ой, бля… А-а-а-а!!! Это что такое??? Ну, все - пи..ец…

В салоне гробовая тишина. Через минуту пилот объявляет:

- Прошу прощения уважаемые пассажиры. Просто стюардесса опрокинула на меня горячий кофе. Видели бы вы теперь мои белые брюки спереди…

Мужик в первом ряду, угрюмо:

- Твои брюки – это ерунда! Видел бы ты мои брюки сзади…».

Мораль: не уподобляйтесь мужику из анекдота. То, что вам представляется катастрофой – может быть следствием банально пролитого кофе.

Волнение экипажа. Этому может быть миллион объяснений. Навскидку: ссора в коллективе (бортпроводницы – тоже живые люди со всеми им присущими недостатками); скандальный или сильно трясущийся от страха пассажир; недоукомплектация или неправильное расположение продуктов. Барахлящие же шкаф-кухня, туалет или кондиционер могут заставить бортпроводниц прибегнуть к помощи свободных от пилотирования членов экипажа. В отличие от практически всех ключевых узлов самолета, имеющих тройное дублирование (часто – от разных систем), тот же туалет их не имеет. Поэтому, если бортинженер ходит по салону и беседует со стюардессами на повышенных тонах – это совсем не значит, что «самолет обломался и щас кирдыкнется». Обычный рабочий момент. Вы же не паникуете, когда в вашем автомобиле забарахлил прикуриватель?

Турбулентность. Иногда самолет не просто проваливается вниз и возвращается вверх, - толчки происходят в разные стороны. Воздушные ямы, которые обычно наводят на пассажиров панику, как ни странно, - это самые что ни на есть, обычные рядовые условия полета. Да, все вокруг трясется, но самолет был создан, чтобы с легкостью выдерживать подобные нагрузки. Турбулентность прекрасно выдерживали самолеты конструкций пятидесятилетней давности; чего же бояться в новой, современной машине? Во всем мире, в течение 20 лет, вследствие турбулентности потерпел катастрофу… всего один (!!!) самолет. Какие еще доказательства Вам нужны, чтобы воспринимать «болтанку» абсолютно спокойно?

Толчки при снижении для захода на посадку; резкие толчки при снижении. Это методика пилотирования, при которой для быстрого снижения, пилоты ставят двигатели на малый газ. Самолет, по ощущениям, как бы проваливается вниз. Когда скорость достигает безопасного минимума, двигатели переводятся на средний газ.

Этот прием часто применяется при пилотировании самолетов с так называемыми «преемистыми» двигателями (большинство машин марки Boeing).

Заход на посадку почти боком. С земли или из самолета для непосвященных это может выглядеть весьма устрашающе. Я, например, первый раз посмотрев видео из серии «crosswind landing», пришел к выводу, что самолет совершает аварийную посадку с кучей проблем из-за отказа рулей управления, и до катастрофы остались секунды. Между тем, самолет, зайдя на полосу, мягко довернул и так же мягко сел. Аплодисменты пилоту-герою, спасшему самолет, и сделавшему невозможное!.. Позже, просмотрев десятки других видео по теме, и почитав соответствующую литературу, я испытал культурный шок: как оказалось, это была самая обычная, стандартная, рутинная процедура посадки при боковом ветре.

Кружение над аэропортом, заход на второй-третий (и др.) круг. В этом случае, как и в перечисленных выше, причины могут быть самые разные, вплоть до комичных. Например, заметили собачку на взлетно-посадочной полосе. Пока не прогонят – летайте.

При большой загруженности аэропорта, может быть большая очередь на посадку. Или полосу могут срочно отдать другому борту. Например, садится самолет с какой-нибудь международной делегацией. Самолет с барахлящим кондиционером. Самолет с пьяным хулиганом-пассажиром. Самолет с другими проблемами на борту.

При посадке в плохую погоду и при боковом ветре вариантов может быть еще больше: например, пилоту покажется, что он недостаточно хорошо «прицелился», или диспетчеру показалось, что самолет слишком круто заходит на посадку. Для того, чтобы не посадить самолет слишком жестко (в этом случае и пассажиры будут недовольны, и пилоты могут получить нагоняй), вполне оправданно пойти на второй-третий заход.

Источник: RT.KORR