Объединенная национальная ассоциация деловой авиации России будет добиваться политики экономического благоприятствования для отрасли

7 декабря в Общественной палате РФ прошел «круглый стол», посвященный текущим проблемам Авиации Общего Назначения.

В подготовке заседания приняли участие члены ОНАДА и приглашенные эксперты. Собравшихся приветствовал президент ОНАДА Валерий Очиров: «Мы собрались здесь с одной важной целью. В России зарождается новая отрасль - Авиация Общего Назначения. И мы должны сделать все для того, чтобы она вписалась в воздушную инфраструктуру и экономику нашей страны».

В повестку заседания были включены три вопроса:

1. Аннулирование или снижение транспортного налога для воздушных судов АОН.

2. Упразднение ввозных пошлин на воздушные суда сухой массой от нуля до двух тонн.

3. Упорядочение системы возврата таможенного НДС, уплачиваемого при ввозе воздушного судна на территорию России.

С докладами выступили члены ОНАДА и РАОПА, а также приглашенные эксперты.

С докладом по первому вопросу выступил член Правления РАОПА Владимир Тюрин. Он напомнил, что недавно Государственная Дума приняла поправку к закону о транспортном налоге. Это право увеличивать базовую ставку налога до 10 раз региональным решением. Отмечено, что самые высокие ставки установлены в регионах, практически не имеющих регионального авиасообщения. Есть и примеры регионы, оставивших базовую ставку без изменения или даже снизивших ее . Как справедливо отметил в выступлении г-н Тюрин, Регионы в праве принять подобное решение. Оно ни в коем случае не отразится на местном бюджете. Ведь те суммы, которые приносит транспортный налог от авиации, в бюджете региона составляет ничтожные доли процента. В свою очередь развитие авиации, эксплуатация судов принесли бы в казну несравненно большие средства, и дали новые рабочие места специалистам, обслуживающим технику АОН. Идя на встречу авиаторам, регионы способствуют развитию зарождающейся отрасли, которая займет весомое место в экономике страны. Было отмечено, что целесообразно перейти на мировую практику, по которой единственным взимаемым налогом с АОН является акциз с проданного авиационного топлива.

Ввозные пошлины на легкие самолеты стали темой выступления члена Правления ОНАДА Александра Евдокимова.

По его словам, пошлина запретительного характера, очевидно, призвана защищать российского производителя. Однако, ссылаясь на проделанный РАОПА мониторинг предприятий и их планов по производству, было подчёркнуто, что сегодня в России в упомянутом сегменте производится чрезвычайно мало воздушных судов, которые могли бы удовлетворить потребности рынка АОН.


По мнению участников, причины неразвитости производства имеют системный характер. Это и отсутствие развитого рынка лёгких самолетов, и бюрократическое усложнение их эксплуатации.


Особый акцент был сделан на том, что высокая пошлина становится основной причиной ввоза в страну старых импортных самолётов, имеющим низкую стоимость на рынке. Это сокращает первоначальные издержки, но отрицательно сказывается на безопасности полетов.


По мнению г-на Евдокимова, временная отмена ввозной пошлины на самолеты массой до 2-х тонн, даст толчок для развития Авиации Общего Назначения, для появления в стране инфраструктуры обслуживания воздушных судов и для создания новых рабочих мест.


По третьему вопросу, как считает Председатель Правления ОНАДА, президент компании Jet-2000 Леонид Кошелев, необходимо изменить существующую практику взимания таможенного НДС. Существующая в настоящее время практика правоприменения налоговых органов препятствует эксплуатации сотен деловых самолетов как в РФ, так и в СНГ. Так, налоговые органы имеют инструкцию не допускать принятия к вычету таможенного НДС по импорту деловых ВС, хотя такой вычет допускается действующим налоговым законодательством. Это лишает национальный бюджет налоговых поступлений от эксплуатации этой авиатехники, размер которых значительно больше таможенного НДС.

По словам Леонида Кошелева, в эксплуатации деловых самолетов, полеты которых носят международный характер, имеет место конкуренция между налоговыми юрисдикциями. И это необходимо гибко учитывать при формировании налоговой политики РФ. Последняя должна стремиться к привлечению новых субъектов налогообложения, которыми являются деловые ВС, в российскую налоговую юрисдикцию. Кроме того, принятие к вычету таможенного НДС может стать действенным стимулом по переводу оборота по эксплуатации деловых ВС в «белую зону».

Выступления членов ОНАДА и РАОПА были поддержаны президентом фонда развития инфраструктуры воздушного транспорта Олегом Смирновым, начальником отдела надзора за деятельностью АОН Управления Госавианадзора РФ Владимиром Заболотным, заместителем председателя комиссии Общественной палаты РФ по экономическому развитию и поддержке предпринимательства Владимиром Белозеровым и другими участниками «круглого стола».

Подводя итог заседания, Владимир Белозеров подчеркнул, что главная задача, стоящая перед Общественной палатой – изменение экономической ситуации в стране и внесение изменений в существующее законодательство, что позволит Авиации Общего Назначения шире развиваться и участвовать в экономической жизни страны.

В перспективе Россия должна и может достичь уровня Европы и США, где флот АОН насчитывает сотни тысяч судов. «Мы должны вернуться к концепции развития гражданской авиационной техники», - подчеркнул Белозеров.

По итогам заседания был одобрен проект резолюции, принятие которой произойдет в ближайшее время.

Источник: ОНАДА