Уоррен Баффет: «Только благодаря инвестициям Berkshire нам не удалось опустить на дно NetJets»

В своем ежегодном обращении к акционерам, владелец Berkshire указал на причины «нестабильной» работы NetJets, отметив в частности некорректную работу топ менеджмента

По словам Баффета, долг компании NetJets вырос за 11-ти летнюю  историю с $102 млн. на момент покупки до $ 1.9 млрд. по состоянию на апрель 2009 года. «Несмотря на увеличение чистых поступлений от других видов источников наших доходов (61 процент по сравнению с 2008 годом), именно NetJets, стала нашей по настоящему головной болью в прошлом году», отметил Баффет.

Основные надежды на улучшение ситуации в NetJets связывают с назначением на должность директора в августе 2009 года Дэвида Сокола (David Sokol). Ранее его пост занимал Ричард Сантулли. Хотя источник в NetJets говорит, что между Сантулли и председателем Berkshire Hathaway Уорреном Баффетом не было разногласий, другие источники утверждают, что Баффет требовал кадровых и административных изменений в компании. По их данным, вместо того чтобы пойти на уступки, один из основателей NetJets просто оставил свой пост. Баффет принял заявление об уходе «с неудовольствием».

Сантулли, по слухам, был одним из кандидатов в преемники Баффета на посту главы Berkshire. Теперь же фаворитом является Дэвид Сокол, председатель MidAmerican Energy Holdings — еще одной дочерней компании Berkshire Hathaway. Сразу после ухода Сантулли Баффет назначил г-на Сокола председателем правления и временным исполнительным директором NetJets.

«NetJets — потрясающая компания с выдающимся коллективом, —комментирует г-н Сокол. — Я долго ждал, когда смогу начать работать с этой командой и продолжать развивать успех NetJets, достигнутый при Ричарде (г-не Сантулли прим. B.N.)», отметил г-н Сокол.

Сантулли пользуется повсеместным уважением за острый ум, деловую хватку и бескомпромиссную лояльность. Парадоксально, но эта последняя черта могла сыграть с ним злую шутку. Когда частотность рейсов бизнес-авиации в результате экономического кризиса стала падать, некоторые операторы начали избавляться от персонала. Сантулли противился такому решению — он был привязан к своим сотрудникам, а также считал, что подобный шаг нарушит нормальную работу компании и повлечет лишние затраты на набор нового персонала, когда экономическая ситуация улучшится. В конечном счете он вышел из положения, предложив экипажам и прочим работникам различные «кризисные схемы», в том числе сокращенную рабочую неделю и вынужденные отпуска. Это решение одобрили не все. Возможно, в штаб-квартире Berkshire Hathaway его тоже не оценили.

Для сравнения: один из конкурентов NetJets на рынке долевого владения ВС, по собственному признанию, сократил персонал почти на треть еще в самом начале кризиса. «Мы сделали то, что должны были сделать, — заметил топ-менеджер этого оператора. — Это было нелегко, но на что ни пойдешь ради сохранения компании».

«Нам всем плохо, по всей отрасли, — отмечает один из старожилов авиаперевозок. — Иногда к этому относятся с пониманием, но иногда [владельцы бизнеса] считают, что менеджмент мог бы прикладывать больше усилий, в том числе применять непопулярные меры. А различия в стиле управления на фоне экономического коллапса проявляются только резче».

Сразу после сообщения об уходе Сантулли пошли слухи, будто NetJets находится в настолько отчаянном положении, что вынуждена была снять с маршрутов в Северной Америке свыше 100 самолетов. Источник в компании опроверг это, сказав: «Все наши ВС в работе». Правда, он признал, что спрос на бизнес-перевозки значительно упал.

Тот же источник, когда его спросили о возможности продажи или закрытия компании, ответил, что не только NetJets остается «жизнеспособной», но и Berkshire Hathaway недавно выразила безоговорочную поддержку компании.

Сантулли останется в NetJets в качестве консультанта «по крайней мере на ближайшие 12 месяцев», чтобы помочь новому руководителю освоиться. И все же столь внезапный уход с поста главы компании представляется слишком тусклым финалом блестящей карьеры.

По словам Баффита, в период нахождения в должности г-на Сокола долг NetJets сократился до $1,4 и после ошеломляющих потерь в 2009 году ($711 млн.) у нас появилась надежда на исправление ситуации в компании.

Полный текст материала читайте в текущем номеры BizavWeek

Источник: BizavNews