Власти ЕС признали: запрет на авиаперелеты основывался на ошибочной математической модели. В результате, угроза вулканического пепла и последовавший транспортный коллапс стали новым «свиным гриппом» и полным крахом доверия в отношениях общества и политико-научного истеблишмента.
Власти ЕС признали: запрет на авиаперелеты основывался на ошибочной математической модели. В результате, угроза вулканического пепла и последовавший транспортный коллапс стали новым «свиным гриппом» и полным крахом доверия в отношениях общества и политико-научного истеблишмента.
В понедельник вечером власти стран Евросоюза были вынуждены признать: выкладки, на которых принимались решения о закрытии европейского воздушного пространства, были не вполне верны. Как пишет газета The Financial Times, компьютерная модель распространения облака с пеплом из вулкана, была неточна.
В результате, под давлением авиаперевозчиков министры транспорта ЕС заявили в понедельник вечером, что планируют открыть воздушные коридоры для транспортировки сотен тысяч пассажиров, застрявших по вине исландского вулкана в аэропортах.
Европейским чиновникам стоит задуматься над тем, чтобы принять авиастандарты США, заявил Ройте. «Если посмотреть на ситуацию с другой стороны Атлантики, то единственной рекомендацией для экипажей будет «не летайте над вулканом», — отметил Ройте.
Таким образом, власти ЕС были вынуждены признать свое поражение перед оппонентами, которые заявляли: если бы авиарегуляторы ЕС руководствовались стандартами безопасности США, транспортного коллапса могло бы не быть. Ранее, как сообщал BFM.ru, запрет на полеты гражданской авиации пытались оспорить и сами европейские авиаперевозчики.
В результате исландского «пепельного» кризиса убытки авиакомпаний, по предварительным оценками, превысят 1 млрд долларов. «Я бы назвал это европейской неразберихой, так как мы не сосредоточились на цифрах и фактах», — заявил Reuters Джованни Базиньяни, глава Международной ассоциации авиатранспорта (IATA).
«Европа использовала теоретический математический подход, а это не то, что здесь требуется. Нужны тестовые полеты, чтобы выйти в атмосферу и оценить уровень пепла, а потом принимать решения», — раскритиковал европейские власти представитель отраслевого объединения в интервью агентству. По мнению Базиньяни, избежать коллапса на авиатранспорте можно было бы, организовав «коридоры» для вывоза примерно 7 млн пассажиров, пострадавших за время закрытия воздушного пространства.
Отраслевые регуляторы ЕС, в свою очередь, ранее заявляли, что не пойдут на компромиссы в вопросах безопасности. НАТО также сочло угрозу вулкана достаточной для того, чтобы ограничить военные перелеты.
У властей ЕС есть сторонники среди ученых. Так, профессор Института наук об окружающей среде и атмосфере Университета им. Гете во Франкфурте Йоахим Куртиус одобряет запрет на полеты, но отмечает, что было бы неплохо, если бы авиакомпании устанавливали оборудование для измерения загрязненности воздуха на каждом борту своего авиапарка. Сейчас же производство подобного оборудования крайне мало, а каждый прибор стоит десятки тысяч евро. Сами же пилоты не могут фиксировать скопление пепла, поэтому специальное оборудование могло бы предупреждать экипаж, чтобы снизить высоту полеты, предполагает ученый.
Однако снижение высоты еще не означает, что самолет успешно избежал опасности. «Вы можете думать, что полет на высоте 20 тысячи футов безопаснее, чем на высоте 40 тысяч, где есть пепел. Однако что будет, если ветер изменится, и облако пепла окажется уже на высоте 20 тысячи футов», — парирует член Королевской инженерной академии Великобритании и экс-президент Королевского аэронавигационного общества Стюарт Джон.
Отсутствие однозначного решения этой проблемы привело к тому, что все больше и больше экспертов задается вопросом: не является ли новым «свиным гриппом» вулканический пепел? Есть здесь чьи-либо личные корыстные интересы в том, чтобы создать панику там, где нет реальной угрозы?
Мы этого не знаем, признается колумнист британской газеты Daily Telegraph Джеральд Уорен. «Причина, по которой мы этого не знаем, намного важнее дилеммы «летать иль не летать», даже намного важнее паралича в международном сообщении <...> Мы не знаем потому, что мы больше не в состоянии доверять источникам, которые не могут нормально предоставить авторитетную информацию. Это полный крах доверия в отношениях общества и политико-научного истеблишмента», — пишет Уорен.
Казалось бы: в эпоху, когда мы можем отправлять космические аппараты к далеким объектам во вселенной, можно было бы установить с достаточной точностью, безопасно ли летать из Лондона в Париж. Однако все последующие события разворачивались по-абсурдному. Специалисты по погоде делали экспертные заключения о авиабезопасности, а тестовые полеты авиакомпаний воспринимались скептически — общественность воспринимала такие попытки в штыки, как в случае с эгоистичными и корыстными банками.
«Очевидно, слишком большие частицы металла в воздухе — это чересчур для психики современных регуляторов. Они впадают в панику, — иронизирует колумнист Guardian Саймон Дженкинс. — Многие могли бы умереть на дорогах или где-нибудь еще из-за анархии авиарегуляторов, развязанной в Европе. Однако их это не волнует».
Между тем, исландский Эйяфьятлайокудль и сторонники запрета на авиаперелеты не сдаются: вулкан вновь активизировался. Специалисты Британской службы контроля над воздушным пространством (NATS) заявили, что к Великобритании идет новое облако пепла. Ситуация быстро меняется, отмечают специалисты, следующее сообщение будет сделано в полдень по московскому времени.
Тем не менее, британская метеослужба сообщает о возобновлении работы шотландских аэропортов около 7 утра по местному времени (10:00 мск), остальные аэропорты, исключая лондонские, могут заработать около 13:00 по лондонскому времени (16:00 мск).
Ранее сообщалось, что с сегодняшнего дня воздушное сообщение в Европе возобновится в полном масштабе.
Источник: BFM.ru