На спасение Связь-банка государство потратило 142 млрд руб. — это абсолютный кризисный рекорд. Как показало расследование «Ведомостей», дыра в балансе образовалась у банка не только из-за рискованной игры на бирже, но и благодаря щедрой раздаче необеспеченных кредитов. Однин из кредитов Связь-банка — на $150 млн, — пошел на покупку акций Eclipse Aviation Corporation.
Уголовное дело существует в связи с другим кредитом Связь-банка — на $150 млн, — который пошел на покупку акций Eclipse Aviation Corporation. Это история о том, как Россия чуть было не стала производителем самых современных самолетов.
Eclipse Aviation Corporation — американская компания, которую в 1998 г. создал на деньги владельца Microsoft Билла Гейтса его топ-менеджер, она первой начала выпуск сверхлегких реактивных пассажирских самолетов под брендом Eclipse 500. Партнерами проекта стали два бизнесмена — выходец из Голландии Рул Пипер и из России Даниэль Болотин, известные у нас своими инновационными проектами по переводу сочинского транспорта на водородное топливо к Олимпиаде-2014 и по добыче в Иркутске каменного угля для переработки в бензин. Свои идеи Пипер — Болотин продвигали под брендом European Technology and Investment Research Center (ETIRC).
Среди множества ETIRC-компаний Пипера — Болотина была и ETIRC Aviation, которая обладала эксклюзивными правами на поставку и обслуживание Eclipse 500 в Восточной Европе, России, странах СНГ и Турции. ETIRC Aviation хотела построить в России завод для выпуска Eclipse 500 — первое в мире конвейерное авиапроизводство в Ульяновске. В феврале 2008 г. председатель Счетной палаты Сергей Степашин лично заложил первый камень в фундамент ульяновского завода. Он пообещал взять этот проект под личный контроль. «Это же современный инновационный проект! — цитировал Степашина “Промышленный еженедельник”. — Это ноу-хау, сделанное коллегами Гейтса — нашими нынешними американскими и голландскими партнерами». 15 сентября 2008 г. наблюдательный совет ВЭБа постановил выделить на строительство ульяновского авиазавода $205 млн.
И все это стало возможным только потому, что Связь-банк примерно годом раньше, в декабре 2007 г., выдал ETIRC Aviation кредит в $150 млн. По крайней мере так считает Счетная палата. «В январе 2008 г., в разгар финансового кризиса в США, столкнувшаяся с финансовыми проблемами компания Eclipse Aviation получила выгодное предложение от <...> ETIRC Aviation о выкупе пакета акций за крупную сумму — более $100 млн <...> — сообщила она “Ведомостям”. — Пипер, как специалист в IT-бизнесе <...> мог легко выйти на Связь-банк как банк “развития связи и информатики” <...> Именно после финансирования Связь-банком покупки пакета акций компании Eclipse Aviation перспектива запуска сборочного производства в Ульяновске стала реальной». Правда, та же Счетная палата пишет, что привлечением кредита Связь-банка занимался Болотин. «В некотором смысле Болотин отвечал за бизнес Пипера в России», — замечает ведомство Степашина.
Кредит в $150 млн был выдан, ETIRC Aviation получила контроль в Eclipse Aviation, которую Пипер вскоре и возглавил. Кредит Связь-банк давал, можно сказать, своим. В реестре Великого Герцогства Люксембург указано, что Пипер — Болотин на тот момент владели по 42,7% ETIRC Aviation, а их младшим партнером была кипрская Martilio Holdings Ltd. (14,6%). Martilio — одна из технических компаний Связь-банка, рассказали «Ведомостям» три источника в бывшем и нынешнем руководстве банка.
А в ноябре 2008 г. Eclipse Aviation объявила о банкротстве: ее долги превышали $1 млрд, а активы оценивались в $100-500 млн. Пипер предложил суду план спасения компании: Eclipse продаст все свои активы фонду ETIRC Aviation — чтобы сохранить производство, избежать ликвидации и реструктурировать долги. Суд согласился. Крайний срок расчетов был назначен на 30 января 2009 г. Деньги на выкуп должен был дать ВЭБ, утверждает Пипер. ВЭБ к тому времени уже забрал Связь-банк, в своем ответе «Ведомостям» Пипер их не разделяет, так и пишет: «ВЭБ / Связь-банк».
Но ВЭБ денег не дал. Сентябрьское решение наблюдательного совета о выделении $205 млн было принято «с учетом дополнительной юридической проработки документов по сделке», объясняет банк в своем ответе «Ведомостям». «По результатам проработки документов» в марте 2009 г. решено было отказаться от Eclipse «по причине существенных рыночных рисков и негативной кредитной истории инициаторов проекта», заключает ВЭБ.
Каковы шансы Связь банка вернуть деньги?
Компания Eclipse Aviation в США о банкротилась, и в результате этого акционеры потеряли свои доли, — отвечает на этот вопрос Пипер. — Так что ETIRC Aviation больше ничего не принадлежит <...> Ни сама ETIRC Aviation, ни один из акционеров компании больше не вовлечены ни в какой авиапроект где бы то ни было в мире. ETIRC Aviation прекратила всякую деятельность, ожидается ее ликвидация».
Связь-банк финансировал и другие структуры Пипера — Болотина: на момент отставки Мещерякова их суммарный долг превышал 7 млрд руб., рассказал один их бывших руководителей Связь-банка. Крупнейшие кредиты — упомянутые $150 млн ETIRC Aviation и 40 млн евро швейцарской MyGuide Holding GmbH (производитель приборов для навигации, тоже проект Пипера, уже, по его словам, ликвидирована). Все опрошенные начальники Связь-банка говорят, что эти два кредита были выданы без обеспечения. Связь-банк сообщил «Ведомостям», что по кредиту на $150 млн созданы 100%-ные резервы.
Сейчас с кредитом ETIRC разбирается милиция. По словам следователя ГСУ Александра Баряева, на основе материалов проверки Связь-банка, проведенной Центробанком, ГСУ еще 15 октября 2008 г. возбудило уголовное дело по статье 201 (злоупотребление полномочиями) по факту невозврата кредита на сумму более $150 млн, полученного ETIRC для покупки акций американского производителя бизнес-самолетов Eclipse. Правда, несмотря на то что расследование продолжается почти два года, ни обвиняемых, ни подозреваемых в деле нет, признает Баряев.
Гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак смотрит на проект Eclipse Aviation очень критически: «Это была великолепная инновационная афера». По его словам, Eclipse 500 раскручивали как первый доступный реактивный самолет за $1 млн (хотя дешевле $2,5 млн быть не может, столько он потом и стоил). И «разжиревшие финансисты», которым хотелось гонять на самолетах, а не на машинах, клюнули — Eclipse собрала колоссальное количество заказов, под которые назанимала денег в банках. Конвейерную сборку они так и не запустили (ее вообще не бывает в самолетостроении), в 2007 г. уже отстали от графика (выпустили 104 борта вместо 500), начались отмены заказов и сокращение штата на авиазаводе, продолжает Рыбак. В начале 2008 г. контроль в Eclipse можно было купить не только за $150 млн, а за $1, заключает он. СП «Промышленных инвесторов» и «Каскола» выкупило в апреле 2008 г. в США аналогичную компанию — Adam Aircraft Industries, которая готовилась начать серийное производство самолетов класса Very Light Jets (т. е. отставала на год от Eclipse) за $10 млн, напоминает Рыбак.
По материалам статьи газеты «Ведомости» Крупным планом: Как раздать миллиард