Цейтнот

На прошлой неделе, во вторник 12 октября 2010 г., состоялась российская премьера документального фильма «360. Вокруг Света».

На прошлой неделе, во вторник 12 октября 2010 г., состоялась российская премьера документального фильма «360. Вокруг Света». Этот документальный фильм, снятый Ланой Паршиной, рассказывает о кругосветном перелете экипажа ретро самолета делового класса Sabreliner 65 под управлением экипажа во главе с Рикардо Мортара. Полет был совершен с 19 по 21 марта 2010 г.

Перед показом организатор мероприятия «Jet Media» собрал представителей СМИ на пресс-конференцию с экипажем. 63 летний пилот и владелец самолета Рикардо Мортара рассказал о том, как готовился рекордный перелет. По его словам, после рождения идеи до осуществления перелета прошел почти год, большая часть которого ушла на то, чтобы убедить своих будущих соратников в реальности этой идеи. И еще полгода потребовалось на расчет, прокладку и согласование маршрута. Из просто идеи совершить кругосветный перелет, после предварительных расчетов, появилась надежда установить мировой рекорд по скорости кругосветного перелета. Предыдущие рекорды пока принадлежат Стиву Фоссету, который совершил беспосадочный кругосветный перелет в 2006 г. на специально сконструированном самолете за 67 часов 1 минуту и Арнольду Палмеру, облетевшему вокруг мира за 57 часов 26 минут, правда, на более легком самолете Learjet 36.

В команду вошли кроме самого Рикардо Мортара его сын Габриэль в качестве второго пилота, запасным пилотом Флавьен Гудерцо и Алан Хей-Николс в качестве наблюдателя. На земле, находясь в Швейцарии, полет координировал Томас Зорман.

Как оказалось, самая большая сложность в организации подобного перелета – это согласование действий аэропортовых служб и скорости заправки топливом в аэропортах, где запланированы промежуточные посадки. Потому как скорость самолета в полете особо не увеличишь. А бизнес джет Sabreliner 65 Рекардо выбрал с самого начала, объяснив, что это его любимый самолет. В самом деле, история его создания довольно интересна. Конструкция самолета ведет свои корни от истребителей Sabre 85 и F-100, и Sabreliner считается одним из первых классических бизнес джетов.

Попутно с подготовкой перелета пришла идея снять документальный фильм. Лана Паршина, которая уже имела за плечами один фильм, согласилась участвовать в этом проекте. Ей захотелось снять свой второй фильм о каком-нибудь уникальном событии, а кругосветный перелет как раз таковым является. И из Голливуда была выписана команда операторов.

Самолет Мортара стартовал из Женевы. Далее маршрут проходил через Бахрейн, затем Коломбо, Макао, Осака, Петропавловск-Камчатский, Анкоридж, Лас-Вегас, Монреаль. Следующая посадка должна была произойти в Кеблавике в Исландии, но тут случилось нечто, чего не мог предвидеть никто! В Исландии, в районе ледника Eyjafallajokull, начал извержение вулкан. Из-за этого все исландские аэропорты оказались закрыты, и экипажу пришлось вернуться в Канаду, в Гусиный залив. Этот форс-мажор стоил экипажу не только большого количества нервных клеток, но и, в общей сложности, четырех часов драгоценного времени. Рикардо рассказал о своих сомнениях: «Мы получили сообщение об извержении на половине пути от Монреаля до Кеблавика. У нас было две возможности: вернуться в канадский аэропорт или ,изменив маршрут, отправиться напрямик в Шаннон. Последний вариант был гораздо рискованнее, так как горючего могло не хватить. И к тому же тогда общий маршрут сократился бы, и наш перелет не засчитали бы за кругосветный (протяженность должна быть чуть меньше 37000 км). Я не готов был пойти на такой риск, учитывая, что под нами не было земли, только океан».

В Гусином заливе экипажу пришлось заново пересчитать маршрут, чтобы пролететь необходимое расстояние для установления рекорда. В итоге, первоначальный отрезок Кеблавик-Касабланка-Женева был изменен на Шаннон-Марракеш-Женева, а общий путь составил 36 900 километров. «Вулкан не входил в план полета», - сказал Мортара, - «но сделал нашу миссию еще более захватывающей».

А самым запоминающимся пейзажем на всем протяжении маршрута Рикардо назвал окрестности Петропавловска-Камчатского.

В итоге, результат полета – 57 часов 54 минуты. И это со всеми неприятностями, которые подстерегали пилотов. Кроме вулкана, драгоценные минуты терялись в аэропортах при ожидании топливозаправщиков. Особенно в фильме драматической выглядит сцена последней дозаправки в Марракеше, где пришлось ждать топлива 15 минут, а потом еще и затянулось ожидание на рулежке перед взлетом. Когда самолет взлетел, всем уже было ясно, что рекорд Арнольда Палмера побить не удастся. Но все-таки основной задержкой стал вулкан. И надо отдать должное Рикардо и его команде в том, что они не сдались в Канаде, а продолжили бороться до последнего.

Сам фильм о кругосветном перелете снят в виде интервью. Участники подготовки и самого перелета рассказывают о своих мыслях и впечатлениях. Фактические сцены самого перелета не особо впечатляют, но так и должно быть. Кабина и пассажирский салон довольно маленькие, к тому же забиты необходимыми в полете вещами. И в полете никакого действия не видно: пилоты управляют самолетом, пассажиры в салоне занимаются своими делами. Основной драйв наблюдается во время промежуточных посадок при дозаправке. Интересно по ходу действия было наблюдать, как Габриэль Мортара, который наверно отвечал в команде за заправку, бегал вокруг аэропортовых служащих и просил побыстрее заправить их самолет, особенно когда заправщик опаздывал. Очень жаль, что съемочной группе не разрешили снимать в Петропавловске. Было бы интересно сравнить, как работают наши службы по сравнению с другими аэропортами. Члены экипажа прокомментировали этот непонятный запрет так – «они наверно еще не знают, что «холодная война» закончилась». И, конечно, самым захватывающим эпизодом следует считать заключительный этап полета, когда вулкан встал на пути пилотов, и как они из этого положения выходили. Без этого фильм потерял бы в зрелищности и напряженности сюжета. Хотя команда Рикардо Мортара наверно прекрасно обошлась бы и без острых ощущений.

На просмотр фильма собралось довольно много зрителей, в основном молодежь, но были замечены леди довольно пожилого возраста. Наверно им этот фильм должен был напомнить рекорды, которые ставили во времена их молодости советские летчики.

Источник: BizavWeek