Праздник общения

Jet Expo 2010 отметила свой небольшой юбилей. Пять сезонов назад, когда выставка состоялась в первый раз, она была воспринята как праздник.

Jet Expo 2010 отметила свой небольшой юбилей. Пять сезонов назад, когда выставка состоялась в первый раз, она была воспринята как праздник. Как праздник запомнилась и прочно вошла в жизнь российского сообщества деловой авиации. Но праздник, состоящий не только из обаяния крылатой техники, сверкающих отделкой стендов, помпы презентаций и ароматов дегустаций. Главное – это роскошь общения, формального и неформального, с клиентами, партнерами, коллегами и прессой. Ведь общение и непосредственный контакт очень важны в любом бизнесе.

О том, что юбилейная выставка удалась, организаторы заявляют не для красного словца. Около 100 компаний-экспонентов, 21 самолет на статической экспозиции во Внуково-3, 20%-ный рост посещаемости, насыщенная деловая программа – это ли не свидетельства успеха? Конечно, приходится слышать разные «независимые» мнения о Jet Expo 2010. Но даже те, кто высказывается о ней слишком критично, все равно год из года, участником или гостем, но посещают ее. А это что-то да значит.

Сравнивать Jet Expo с крупнейшими мировыми форумами такого же формата можно, но не стоит воспринимать результаты такого сравнения однобоко. Ведь наша выставка такова, каков наш рынок, а он, как известно, весьма специфичен. Вот эту специфику Jet Expo отражает на все 100%, точно так же как и общее состояние этого рынка. В России есть клиент – потребитель услуг бизнес-авиации, но практически отсутствует реальный сектор: авиатехника не производится, а полноценных компаний-операторов – можно по пальцам пересчитать. Вот и царствует на этом поле посредник, как его ни назови: брокер, дилер или управляющая компания, а большая часть продуктов и услуг «импортируется» из-за границы. Кроме того, отечественный формат делового общения тоже отличается от западных стандартов: у нас закулисные, неспешные разговоры выглядят менее деловитыми, зато задают тот неповторимый «домашний» тон всей выставке.

На Jet Expo традиционно весьма представительно выглядит производственный сектор. В этом году свои достижения демонстрировала большая шестерка производителей бизнес-джетов почти в полном составе, а также три представителя турбовинтового сегмента: DAHER Socata, Pilatus Aircraft и Piaggio Aero.

Были на выставке и премьеры, пусть и не мировые, но вполне заслуживающие внимания. Hawker Beechcraft представил свою новейшую винтовую модель – King Air 350i. Порадовал и Embraer, впервые продемонстрировав в России легкий Phenom 100 и, конечно же, бизнес-лайнер Lineage 1000, презентация которого стала гвоздем знаменитой вечеринки Jet Family Party.

Пришли новости и от вертолетостроителей. AgustaWestland, представившая свою модель Grand прямо в выставочном зале «Крокус Экспо», объявила о получении российского сертификата типа для другой своей машины – AW139. Из «вертолетчиков» на Jet Expo также присутствовал Bell Helicopter в лице своего представителя в России, Украине и Республике Казахстан Jet Transfer и Robinson, чью продукцию представил официальный дилер «Аэросоюз».

Деловая программа выставки в этом году отличалась особой насыщенностью и интенсивностью. Пресс-конференции, презентации самолетов, вертолетов и услуг, несколько круглых столов, обсудивших самые наболевшие вопросы, и даже семинар, посвященный маркетингу в так называемых новых медиа для компаний деловой авиации.

Общение задалось на славу. О контрактах не объявлялось, но это вовсе не значит, что их не было. Неписаный кодекс молчания – одна из характерных черт нашего рынка. Продажи у производителей идут успешно, и самое лучшее тому свидетельство – их масштабное ежегодное присутствие на Jet Expo.

Выставка завершилась. Праздник закончился. Начался новый деловой год в деловой авиации. Встретили мы его отлично, и, если доверять приметам, он должен так же и пройти. Главное – рабочий настрой и здоровый оптимизм, а уж этого-то в общей атмосфере Jet Expo 2010 было более чем достаточно.

Алексей Королев

Источник: журнал Jet # 9 (68)