«Посадка» крылатых инкассаторов

Инкассаторские авиаперевозки приносят чиновникам Центробанка и генералам многомиллионные «откаты». Деньги перевозить - хороший, оказывается, бизнес, прибыль которого достигает 950 процентов!

Инкассаторские авиаперевозки приносят чиновникам Центробанка и генералам многомиллионные «откаты». Деньги перевозить - хороший, оказывается, бизнес, прибыль которого достигает 950 процентов! Сверхприбыльный и предельно коррумпированный. Об это пишет портал FLB

Департамент ЦБ РФ по наличному денежному обращению непрерывно изымает, уничтожает ветхие денежные знаки и печатает на замену новые купюры. Новенькие, еще пахнущие типографской краской, они из Центральных хранилищ в Москве и Перми доставляются в Межрегиональные хранилища. Доставка новой наличности из Межрегиональных хранилищ в субъекты РФ и доставка, подлежащих уничтожению ветхих денежных знаков, собираемых по всем уголкам России, на специальные заводы в Санкт-Петербурге, Курске, Краснодаре и др. возложена на структурное подразделение ЦБ РФ - Российское объединение инкассации (РОСИНКАС), которое имеет во всех субъектах России свои филиалы и Управления и является самостоятельным юридическим лицом.
Автомобилями и поездами инкассаторы везут мешки и контейнеры с наличностью, чтобы не упало кровяное давление в финансовой системе страны. Если расстояние от хранилища ЦБ или завода по уничтожению ветхих денег до пункта назначения превышает 500 км, купюры перевозят воздушным транспортом.
РОСИНКАС не имеет своего авиационного транспорта для перевозки денег и поэтому заключает договоры с частными фирмами. Объем рынка инкассаторских услуг только в пределах ЮФО и СКФО приближается к миллиарду рублей. И битва за этот миллиард разгорелась жесточайшая, поскольку ее непосредственными участниками стали коррумпированные служащие РОСИНКАСа и др….
Примечательно, что все департаменты Центробанка, в том числе и Департамент наличного денежного обращения, строго придерживаются законодательства. А вот РОСИНКАС (генеральный директор А. В.Виноградов, 1-й заместитель гендиректора Е. В.Бушуев) почему-то игнорирует базовый федеральный закон о госзакупках №94-ФЗ, когда дело касается инкассаторских авиационных перевозок, а этот документ, как известно любому чиновнику, строго-настрого предписывает проведение тендеров, чтобы снизить коррупционную составляющую в сделках между государством и частным бизнесом.

Главный вопрос и предмет раздоров – кому возить? Формально назначение авиационных перевозчиков происходит по приказу РОСИНКАС (№08-13/4715 от 17.10.2007 г.)
На самом деле перевозчики выбираются в московских кабинетах, по критериям, понятным лишь узкой группе служащих РОСИНКАСа и приближенным к ним бизнесменам. (Говорят, для того чтобы была выбрана «чужая» фирма, должна поступить «жесткая рекомендация», по меньшей мере, от председателя ЦБ С. М. Игнатьева или от его первого заместителя Г.И. Лунтовского, который одновременно является и председателем Наблюдательного совета РОИ.) Руководство РОСИНКАСа в телефонных разговорах называет свои фирмы-перевозчики, которых региональным Управлениям надо включить в ходатайства и затем заключить с ними договоры на перевозки.
Самая деликатная часть «согласования» совершается через специалиста производственного отдела РОСИНКАС А. С. Шадрина, который обзванивает начальников производственных отделов РОСИНКАС в субъектах РФ. Вся процедура назначения перевозчика может составить примерно 10-12 дней. Таким образом, например, в 2005-2006 годах, практически во всех регионах России, было назначено перевозчиком ценностей резерва ЦБ РФ ООО «ДВ Авиа Транс» (Владивосток, директор О. С. Кузнецов), а с большинством нормально работающих предприятий в срочном порядке договоры на перевозки были расторгнуты.
Того, кто по своей наивности полагает, что выбор перевозчика зависит от его деловых качеств, ждет разочарование. Шадрин (он же секретарь комиссии по назначению перевозчиков) готовит ему официальное письмо, подписанное одним из заместителей гендиректора РОСИНКАСа о «несоответствии предприятия предъявляемым требованиям», об «отсутствии ходатайств, которые должны быть ещё согласованы и с региональными руководителями», об отсутствии «запятых» и т. д. Таким образом, под разными предлогами переписка затягивается на годы. Чтобы обосновать отрицательный ответ, в качестве «эксперта-консультанта», как правило, приглашается исполнительный директор ООО «ДВ Авиа Транс» О. А. Землянский. Это предприятие практически монополизировало весь рынок авиационных перевозок ценностей Центробанка как в России, так и за её пределами. Вместе с ним на этом рынке царят ООО «Воздушный извозчик» (учредители те же, что и у «ДВ Авиа Транс») и ЗАО «Роставиа» (Ростов-на-Дону), гендиректору которого В. Кречетову в 2010 году было предъявлено обвинение в неуплате 27 млн рублей налогов. Добавим, что бывший сотрудник «Роставиа» К. Ярошенко в настоящее время находится под следствием в США по подозрению в организации перевозки наркотиков.
Похоже, вышеупомянутый приказ РОСИНКАС был подготовлен, чтобы не допустить новые и ранее работавшие предприятия на рынок авиаперевозок ценностей. К примеру, на этот рынок в течение нескольких лет не могли и не могут попасть такие авиакомпании, как «Московия» (имевшая аккредитацию при Департаменте наличного денежного обращения ЦБ РФ), «Атран» и «Космос», ООО «Котра» (Хабаровск), ООО «VIP Авиа Скай» (Нижний Новгород), ЗАО «Югтранском» (Ростов-на-Дону), ООО «Атлас М» (Ростов-на-Дону) и др. Все эти предприятия предлагали свои услуги по тарифам, которые на 10-50% ниже существующих, но это оказалось не интересно руководителям РОСИНКАСа. По сути, этот «коррупционноемкий» чиновничий документ подменил собой проведение тендеров. Более того, тарифы на перевозки устанавливает также в устном порядке (по телефону) производственный отдел РОИ. И производственные отделы Управлений РОСИНКАС субъектов РФ вынуждены с этим соглашаться. Отчасти эта ситуация сложилась оттого, что Центробанк, по российскому законодательству, является независимой административной структурой.

По оценке специалистов, перевозчики-монополисты «Роставиа», «ДВ Авиа Транс» и «Воздушный извозчик» ежегодно наносят ущерб нашему государству на сумму около 1 млрд рублей, необоснованно завышая тарифы на перевозки. Надо полагать, большая часть этой суммы идет на «откаты» московским чиновникам и руководителям Управлений РОСИНКАСа в субъектах РФ.
По работе этих предприятий в СКФО можно судить о масштабах ущерба по всей РФ и СНГ. Так, например, реальная стоимость перевозки ценного груза до 6 тонн на Ан-26, зафрахтованного «ДВ Авиа Транс» у ФГУП «Костромское авиапредприятие», по маршруту «Беслан-Краснодар – Беслан» составляет около 450 тыс. рублей, а управление РОСИНКАСа Северной Осетии перечислило в 2010 году на счета «ДВ Авиа Транс» 1 млн 940 тыс. рублей, то есть в четыре раза больше! В 2011 году сумма возросла уже до 2 млн 200 тыс. рублей. Более того, Управления РОСИНКАСа выставляют Национальным банкам и Управлениям ЦБ дополнительные счета за эти же перевозки, что значительно повышает стоимость и без того запредельно дорогих «услуг». Подобная ситуация складывается и на других маршрутах (в среднем, доходы вышеназванных перевозчиков с каждого рейса составляют от 1,5 млн до 1,7 млн рублей).
Таким образом, согласованные с производственным отделом РОСИНКАСа расценки доходят до 500%. До апреля 2010 года они достигали 950% за счет использования военной авиации (ВВС и ПВО МО РФ). Так, например, перевозка груза на Ан-26 4-й Воздушной армии до 5 тонн по маршруту «Ростов-на-Дону – Беслан» стоила примерно 200 тыс. рублей, а Управление РОСИНКАС Северной Осетии в 2009 году платило на счет ООО «ДВ Авиа Транс» 1 млн 750 тыс. рублей, в 2010 году – 1 млн 940 тыс. рублей.

«ДВ Авиа Транс» использовало воздушные суда 2-й, 3-й, 4-й, 5-й Воздушных армий и Авиационной дивизии особого назначения (АДОН, ам Чкаловский). Главком ВВС и ПВО А. Н. Зелин подписал «уникальный документ», согласно которому только «ДВ Авиа Транс» имело право фрахтовать самолеты всех воздушных армий ВВС и ПВО РФ и АДОН для перевозки ценностей резерва ЦБ РФ.
Командование Воздушных армий регулярно получало «откаты» за авиаперевозки в течение восьми лет - с 2002-го и до апреля 2010-го, пока министр обороны Анатолий Сердюков не запретил использовать военные самолеты для коммерческих перевозок. (За каждый рейс и «ДВ Авиа Транс», и «Роставиа» «откатывало» до 25% от стоимости за перевозку.)
Руководители Управлений и филиалов РОСИНКАСа получали и получают «откаты» с каждого рейса до 10% от общей стоимости перевозки. Порядок и суммы расчетов с московским руководством РОСИНКАСа пока неизвестны и требуют расследования и «посадки».
Помимо традиционной для России проблемы воровства, инкассаторские авиаперевозки могут быть напрямую связаны с уголовщиной, а то и с терроризмом. Перевозки ценностей резерва ЦБ РФ проходят без должного досмотра, без взвешивания. В погоне за сверхприбылью перевозились и, возможно, перевозятся без досмотра незаявленные грузы, безакцизные спиртные напитки, черная икра и рыба ценных пород. После открытия перевозок в Среднюю Азию не исключается доставка наркотических веществ воздушными судами на территорию России. При перевозке денежной массы из Махачкалы по горным районам на вертолетах Ми-8 неоднократно производилась загрузка вне аэропорта (в поле).

Похоже, особый юридический статус Центробанка и его структурных подразделений, помимо пользы, приносит ряд серьезных проблем, связанных с коррумпированностью банковских служащих и даже безопасностью авиационных перевозок. Выходит, что эта законная «независимость» Банка России делает служащих «независимыми» от аудиторов Счетной палаты, Федеральной антимонопольной службы и обвинений в воровстве государственных денежных средств."

По материалам FLB