Авиасалон в Пушкине: конец без начала

Праздник авиации под Петербургом завершился, так и не начавшись. Организаторы не успели получить согласование у Минобороны и обвинили военное ведомство в нерасторопности. Эксперты говорят об ошибках самих организаторов.

 

Яркие выступления пилотажных групп «Русь» и «Baltic bees» на истребителях L-39, выставка редких и необычных автожиров, вертолетов и самолетов, полеты на воздушном шаре, демонстрация мастерства пилотов гражданской авиации во время широкой летной программы. Таким должен был стать авиасалон в Пушкине – как планировалось, главное «воздушное» мероприятие лета в Северо-Западном регионе.

Площадкой выбрали аэродром совместного базирования, где военные и гражданские соседствуют на летном поле с 2004 года. Из-за присутствия сил ПВО пушкинский аэропорт является режимным объектом, поэтому устроить там массовое мероприятие не так-то просто. В то же время, ежегодно площадка используется для проведения праздничных мероприятий в честь Дня Воздушного флота. И, хотя, в этот раз организаторы хотели показать исключительно «мирные» самолеты, они надеялись на быстрое получение согласования от Министерства обороны.

Дату торжественного открытия назначили еще в прошлом году. Решили, что это должно быть 4 августа. Ровно 100 лет назад в эти дни в Пушкине проходила Царскоселькая авиационная неделя — первый авиасалон в Российской Империи. Подготовка шла полным ходом: организаторы нашли спонсоров, которые предоставили топливо, транспорт, самолеты, договорились с пилотажными группами. Пресс-секретарь оргкомитета Сергей Ковальский рассказал, что собрать в Петербурге «воздушных лихачей» было особенно сложно.

«Одним из самых трудных этапов была организация прилета пилотажных групп. Например, когда мы обсуждали детали участия летчиков из «Патруль де Франс», к нам приезжал военный атташе Франции. Мы ходили по площадке аэродрома Пушкин зимой в 30 градусный мороз и решали, где будут стоять их самолеты «AlfaJet», – рассказал Ковальский.

К сожалению организаторов, позже руководство ВВС Франции отозвало заявку на участие в мероприятии: опытные пилоты понадобились для нанесения ударов с воздуха по территории Ливии. А уже через несколько месяцев «дамоклов меч» навис и над самим авиасалоном в Пушкине. По словам заслуженного пилота СССР Олега Смирнова, подготовку мероприятия организаторы начали совсем не с того, с чего было нужно.

«Они приглашали меня к участию еще два месяца назад. Тогда у них не было никаких согласований с Минобороны. По своему опыту могу сказать, что взаимодействие с органами власти – самое важное и самое долгое в организации таких мероприятий. В ведомстве очень длинная цепочка чиновников в форме: сначала согласуют с капитанами, потом с майорами, затем с генералами. Только после этого свою подпись поставит министр. Занимает все это не меньше года. Так работает ведомство, с этим ничего не поделаешь», – рассказал Смирнов.

Он отметил, что ускорить процесс могло бы привлечение к организации мероприятия правительства города. В том случае, если бы появилось постановление губернатора Петербурга об организации авиасалона, то вопрос решился бы за несколько дней.

«Организаторам надо было обратиться к Валентине Матвиенко. Только ее постановление могло бы ускорить процесс. Аналогичная система действует с московским авиасалоном МАКС. Для него существует специальный документ правительства России. Вот когда Матвиенко позвонила бы министру обороны Анатолию Сердюкову, тот лишь уточнил бы: «Чем Вам помочь?» Однако организаторы выступили от своего лица, поэтому это дело так затянулось», – заявил Смирнов.

В итоге устроители мероприятия не смогли вовремя получить необходимые разрешения. Открытие перенесли сначала на 5 августа, а затем стали откладывать каждые сутки. Последней попыткой было сделать «авиационным» хотя бы воскресенье, 7 августа: день, когда, по первоначальным планам, авиасалон должен был закрываться. Однако организаторы не смогли использовать даже последнюю попытку. Накануне они констатировали, что проведение авиасалона в Пушкине переносится на следующий год.

«Конечно, мы могли бы отменить это заранее, но был некий элемент борьбы. До последнего хотелось получить разрешение, и сделать праздник для горожан», – сообщил Сергей Ковальский.

Олег Смирнов считает, что виноваты обе стороны. Организаторы пренебрегли грамотной работой с чиновниками и документами, а Минобороны в очередной раз показало себя как крайне медлительное бюрократическое ведомство.

«Вот, бывает два вида организаторов таких мероприятий: у первых в глазах деньги и будущая прибыль от авиасалона, вторые в первую очередь хотят показать авиацию. Устроители пушкинского авиасалона из тех, кто хотел показать «небо» и самолеты. Им не хватило умения правильно расставить приоритеты. В России одного желания сделать что-то красиво не хватает. В США, Великобритании и Франции хватает, но не у нас. Минобороны в очередной раз показало свою закостенелость и неумение пойти навстречу. Очень жаль, что событие не состоялось», – сказал Смирнов.

Эксперт отметил, что от этого проиграли все: «от мальчишек до губернатора». Дети не увидели красивейшие произведения инженерной мысли, которые «рождают в душе самые высокие чувства», а правительство недосчиталось нескольких потенциальных миллионов рублей в экономику региона. Но основной удар на себя приняли организаторы.
«Мы пострадали финансово очень сильно. Прилет пилотажных групп, закупка топлива, транспортировка участников – это миллионы рублей», – сообщил Ковальский.

Вместо авиационного праздника для всех, получилось организовать его только для избранных. 7 августа участники несостоявшегося авиасалона сфотографировались на память рядом с легендарным самолетом «Форман-4», воссозданным по оригинальным чертежам 1950 года, на фоне самолета «Ньюпор», на котором летал сам Нестеров, а также истребителей L-39 пилотажной группы «Русь».

Сегодня участники уже начали покидать площадку по воздуху. В частности, группа «Русь» взлетела с аэродрома Пушкин в районе полудня. Другие последуют за ними в течение сегодняшнего дня.

Напомним, это не первая попытка провести авиасалон на территории Петербурга. Год назад в «ЛенЭкспо» состоялся «ИнтерАэро Ком 2010». Тогда петербуржцы могли увидеть выступления пилотажных групп, испытать ощущения полета на воздушном шаре и попробовать себя на летном тренажере. Однако среди экспонатов выставки были только автожиры и три вертолета. Продемонстрировать полномасштабную частную авиацию должен был именно авиасалон в Пушкине.

Андрей Меньшенин

Источник: BaltInfo