Не хватило полосы?

Очевидцы сообщают о том, что Як-42 очень долго разгонялся и отрыв произошел с грунта, однако Минтранс опровергает версию нехватки длинны ВПП

Весь вчерашний день ярославский аэропорт Туношна, созданный на базе бывшего военного аэродрома, работал в усиленном режиме, обслуживая помимо обычных рейсов самолеты с участниками и гостями 3-го Мирового политического форума. Об этом пишет "Коммерсант".

Около 16 часов на взлетку вырулил Як-42, принадлежащий авиакомпании "Як-Cервис", на борту которого находились члены ХК "Локомотив" и экипаж из семи человек. Самолет должен был отправиться в Минск, где "Локомотиву" предстояло провести матч регулярного чемпионата КХЛ с местным "Динамо". Диспетчер аэропорта, выслушав доклад командира воздушного судна Андрея Солонцева о готовности машины и экипажа, дал разрешение на взлет. Следующий сеанс связи должен был состояться, когда самолет наберет высоту 200 м: командиру предстояло связаться с другим диспетчером, контролирующим процесс набора высоты.

Однако, как рассказали "Ъ" сотрудники Туношны, разгоняясь по взлетно-посадочной полосе, длина которой (3 тыс. м) позволяет принимать и отправлять даже тяжелые транспортные самолеты типа "Руслан", Як-42 проскочил так называемую точку отрыва. В воздух самолет поднялся в самом торце полосы, уже цепляя шасси грунт. Во всяком случае, по словам очевидцев, из-под колес Як-42 в конце разбега уже поднималась пыль.

Свидетели утверждают, что набрать высоту машина так и не смогла: оторвавшись от земли всего на несколько метров, самолет начал заваливаться на левое крыло. Затем снес мачту ближнего приводного радиомаяка, расположенную в 450 м от конца полосы, и рухнул на берег Волги. При ударе самолет развалился на части. Его хвост оказался на берегу, а горящий фюзеляж с пассажирами и членами экипажа — в воде.

Эти данные подтверждает и эксперт в области безопасности полетов, заслуженный военный летчик РФ Андрей Гусев в интервью газете "Известия". Ссылаясь на диспетчера А.Гусев рассказал, что лайнер оторвался от полосы слишком далеко, "перебежав" ее.

"Такое случается, когда самолет не может набрать необходимую тягу двигателей, — объяснил эксперт. — Пройдя "точку принятия решения", в которой еще можно прекратить разбег, пилот все же решил взлетать. Он, скорее всего, совершил типичную ошибку — "поддернул" лайнер, инстинктивно потянув штурвал на себя. При недостаточной тяге, едва взлетев, самолет тут же свалился на крыло".

Эксперты, опрошенные "Коммерсантом" полагают, что проблема, скорее всего, застигла экипаж врасплох, когда скорость превысила 200 км/ч. В этом случае самолет, даже начав экстренное торможение, уже не смог бы остановиться в пределах полосы.

Согласно руководству по летной эксплуатации Як-42, отрыв переднего шасси производится при скорости 215 км/ч. Для набора высоты требуется 420 км/ч, которые, по версии пилотов, неисправные двигатели самолетов уже не вытянули, что и привело к сваливанию на левое крыло.

К числу возможных "спонтанных" проблем при взлете пилоты относят такие, например, как помпаж, заброс (резкое повышение температуры в двигателях), падение давления масла или топлива. Эксперты не исключают и попадание в воздухозаборники птиц. Наконец, возможна и роковая ошибка экипажа, по каким-то причинам проскочившего точку безопасного отрыва и решившего компенсировать это за счет увеличения тяги двигателей и более крутого подъема, которые Як-42 просто не смог преодолеть.

Однако заместитель министра транспорта РФ Валерий Окулов опроверг информацию о том, что самолету Як-42 не хватило места на взлетной полосе. Заместитель министра транспорта заявил, что в момент взлета лайнера с ярославскими хоккеистами на борту аэропорт Туношна не был перегружен.

Также Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) рассматривает возможность прекращения или наложения ограничений на полеты самолетов Як-42, сообщил 8 сентября журналистам заместитель министра транспорта РФ Валерий Окулов.

При этом, по данным министерства транспорта РФ, информация о запрете на эксплуатацию упавшего самолета Як-42 европейскими властями не соответствует действительности. По словам В.Окулова, запрет был наложен на самолет с бортовым номером 42343, а упавший лайнер имел номер 42344.

В настоящее время силами территориальных управлений Ространснадзора в подконтрольных аэропортах проводятся разовые проверки всего парка воздушных судов типа Як-42, включая проверку состояния топливных систем и двигателей.

Эксплуатация воздушных судов будет приостановлена до устранения недостатков, выявленных в ходе проверок. В настоящее время в России 16 авиакомпаний эксплуатируют 57 воздушных судов Як-42.

Президент Федерации хоккея России Владислав Третьяк заявил, что национальная хоккейная сборная откажется от полетов на самолетах Як-42. "Мы перейдем на другие типы самолетов", - подчеркнул он в интерью РСН.

Читать полностью:http://top.rbc.ru/society/08/09/2011/614464.shtml

Эксплуатант разбившегося воздушного судна – ЗАО "Авиакомпания "Як-Сервис", собственник – ГКНПЦ имени М.В.Хруничева.

По материалам информагентств