Россия «бизнес-джетная»

Об особенностях рынка купли продажи деловых самолетов в России рассказывает Дерек Блум - партнер CAPITAL LEGAL SERVICES

 

Рынок воздушных судов так же разнообразен на свою флору и фауну, как и любой другой отдельно взятый рынок товаров и услуг. Насыщенность множеством участников и массой вариантов предполагает наличие эффекта “мутной воды”, когда разобраться “что и как” бывает сложно даже с помощью профессионала, не принимая в расчет то, что “профессионалы” тоже бывают разные и зачастую могут оказаться мошенниками или просто самоуверенными “двоечниками”.

Об особенностях рынка купли-продажи деловых самолетов в России, о проблемах, с которыми сталкиваются будущие владельцы самолетов, и о многих других нюансах BizavWeek расскажет Дерек Блум - партнер компании CAPITAL LEGAL SERVICES, L.L.C

Г-н Блум, Вы работаете в России уже достаточно давно. Каким Вы видите современный рынок продаж в России самолетов сегмента бизнес-авиации?

Для россиян практически весь рынок купли-продажи деловых самолетов остается за рубежом. Каждая сделка купли-продажи, в которой я представлял интересы российского собственника, являлась либо покупкой напрямую у производителя из США или Европы, либо у продавца из США или Европы, либо продажей российским собственником зарубежному покупателю. Все самолеты регистририруются в США или Европе. Существует лишь несколько хорошо известных примеров, в которых самолеты покупались российскими крупными компаниями и регистрировались в России. Российские компании могут быстро получить возмещение НДС, взимаемого при ввозе самолета в Россию (таможенный НДС).

В настоящее время мы представляем интересы ведущего западного эксплуатанта в сделке по размещению первых двух из нескольких запланированных новых бизнес-джетов в России. Данные самолеты будут зарегистрированы в европейском государстве, имеющем с Россией соглашение в соответствии со статьей 83-бис Чикагской конвенции. Самолеты будут включены в сертификат российского эксплуатанта и растаможены. Таможенный НДС будет возвращен в течение последующего периода за счет НДС, получаемого от коммерческого использования самолетов. Данные самолеты будут использоваться для выполнения коммерческих рейсов в России по абсолютно легитимной схеме. У Таможенной службы России и Росавиации не возникнет никаких вопросов в связи с использованием данных самолетов для чартерных рейсов по России. Не потребуются никакие специальные разрешения и согласования. Не требуется включать самолет в какой-либо специальный список иностранных самолетов, которые разрешено использовать в России. Не будет риска признания страховки самолета недействующей по причине незаконного использования самолета. К тому же, когда самолеты выполняют полеты в Европе и иных местах, они будут рассматриваться как самолеты с европейской регистрацией. Таким образом, данные самолеты и их собственники получат двойную выгоду.

Интерес представляет то, что недавно с нами связались два различных российских собственника самолетов, зарегистрированных в Европе. Они обнаружили, что оценочная стоимость их самолетов при продаже в Европе снизилась по причине условий на рынке. Вместо этого они предпочитают ввезти эти самолеты в Россию, чтобы использовать их для коммерческих внутренних рейсов. Спрос на внутренние полеты по России на этих самолетах будет высок, поскольку все больше западных чартерных клиентов требуют, чтобы их рейсы по России были абсолютно легитимными. Самолеты могут быть ввезены в Россию в соответствии с той же статьей 83-бис, которая используется коммерческими эксплуатантами и коммерческими авиакомпаниями в отношении коммерческих авиалайнеров.

Количество россиян, владеющих бизнес-джетами, растет, это факт. А с какими основными проблемами сталкиваются покупатели бизнес-джетов в России?

Главная проблема для российских собственников связана с завышенными ценами на самолеты и завышенными ценами на услуги по управлению и обслуживанию самолетов. К счастью, данные проблемы могут быть устранены, если к проведению сделки привлечь независимых консультантов. При привлечении специалистов из собственно индустрии авиации (инсайдеров) зачастую присутствуют существенные скрытые переплаты, а также риск получения откатов такими специалистами-инсайдерами. Собственникам самолетов стоит требовать, чтобы сделкой занимались независимые консультанты, а не доверенные специалисты-инсайдеры, на стандартных коммерческих условиях и высокопрофессиональной основе. К сожалению, очень грустно наблюдать, как часто специалисты-инсайдеры злоупотребляют доверием своих собственников самолетов. В настоящее время независимые консультанты могут проверить все счета, предъявленные собственникам их эксплуатантами, с целью выявления завышенных сумм. Оплата таких финансово-аудиторских услуг представляет собой процент от возвращаемой выявленной переплаты, т.е. по сути, такие услуги обходятся собственникам бесплатно в том смысле, что никакие дополнительные суммы не уплачиваются, а только процент от возвращаемой суммы.

Таким образом, владельцы могут справиться с вышеуказанной проблемой переплат. Помимо этого, перед покупателями стоит ряд дополнительных дорогостоящих проблем, которые не поддаются контролю каких-либо лиц и могут быть решены только коллективным усилием. Эти вопросы имеют отношение к очень высоким ценам, которые нужно заплатить за пользование услугами центров деловой авиации в России. Существуют потенциальные рыночные и нормативные способы увеличения конкуренции на рынке таких услуг. В США и Европе, согласно применимому законодательству, для создания ценовой конкуренции в каждом аэропорту должно присутствовать два оператора наземного обслуживания. Важен тот факт, что вокруг Москвы открываются дополнительные центры деловой авиации, и владельцы самолетов могут только приветствовать появление реальной конкуренции.

Кроме вышесказанного, главным вопросом для российских владельцев является отсутствие освобождения от уплаты российского таможенного НДС для бизнес-самолетов, которые планируется использовать в России на коммерческой основе. В ЕС принята особая директива, согласно которой каждая страна-участник ЕС предоставляет освобождение от таможенного НДС бизнес-самолетов, которые импортируются в страну, заносятся в сертификат коммерческого эксплуатанта и используются, по крайней мере, частично, для коммерческих перевозок. России следует последовать примеру ЕС и разрешить аналогичное освобождение от уплаты таможенного НДС. Цель этого освобождения от уплаты налогов – не предоставление льгот обеспеченным россиянам, владеющим бизнес-самолетами, а расчет на создание тысяч новых высокооплачиваемых рабочих мест и огромного количества инвестиций в инфраструктуру аэропортов.

Потенциально Россия может получить огромную экономическую выгоду, если поставит цель заниматься созданием благоприятного экономического климата для российских владельцев деловых самолетов. Согласны ли Вы с этим, и что нужно для этого сделать?

Абсолютно верно, что если бы 100 или 200 бизнес-самолетов, которые уже находятся в собственности россиян, базировались в России, Россия получила бы большой объем новых прямых иностранных инвестиций, и были бы созданы тысячи рабочих мест. Несколько российских владельцев сообщили мне, что они, безусловно, перевезли бы свои самолеты в Россию и зарегистрировали их там при условии и не ранее, чем в России произойдет отмена НДС, взимаемого при ввозе, которым на сегодняшний день облагались бы их самолеты. В данных обстоятельствах, в то время как в ЕС самолеты освобождены от НДС на импорт самолетов, которые ввозятся в Европу для целей коммерческого использования, а в США такой НДС не существует, российское законодательство явно поощряет российских владельцев регистрировать и размещать свои самолеты в Европе и США. Это обходится России в сотни миллионов евро. На эксплуатацию одного большого бизнес-самолета может потребоваться годовой бюджет в размере от 2 000 000 до 3 000 000 евро. Согласно общим представлениям, россияне владеют приблизительно 450 бизнес-самолетами. На данный момент, все средства, потраченные на эксплуатацию этих самолетов, включая зарплаты пилотов, инженеров и членов экипажа, а также ангары и техническое обслуживание, страхование, все эти средства Россия отдает различным европейским государствам! Какой в этом смысл для России? Никакого! По наиболее вероятным оценкам, около 100-150 самолетов, на данный момент принадлежащих российским владельцам, были бы ввезены в Россию в течение 1 года при условии отмены НДС, взимаемого при ввозе в Россию бизнес-самолетов. Текущая ситуация лишена всякого смысла!

Регистрация воздушного судна. С какими проблемами, на Ваш взгляд, столкнется потенциальный покупатель бизнес джета?

Фактическая регистрация самолета - это прямолинейная процедура в любой стране, включая Россию, и не представляет для владельца каких-либо особенных затруднений. Для владельцев наибольшей проблемой является налоговое планирование в отношении НДС, взимаемого при ввозе, и таможенные пошлины на самые большие бизнес-самолеты весом более 20 000.

Как законным образом базировать самолет в России?

Зарегистрированный за границей самолет, который будет предназначаться исключительно для частного использования его владельцем или в интересах владельца, может базироваться в России сроком до 180 дней (а именно, не более 6 раз сроком до 30 дней за один раз) согласно новым правилам Таможенного союза. Если же самолет, на деле, будет использоваться для коммерческих перевозок по России, и этот самолет зарегистрирован за границей, в таком случае все внутренние рейсы будут являться незаконными в соответствии с российским воздушным и таможенным законодательством. Исключение существует в случае, если самолет зарегистрирован в одном из немногих государств, с которыми у России заключено соглашение в соответствии со статьей 83-бис. Такой самолет по завершении формальностей может быть занесен в сертификат эксплуатанта российского оператора. После этого самолет может базироваться в России на постоянной основе. Также, самолет может базироваться в России на законной и постоянной основе при условии его регистрации в России.

Какие юридические аспекты необходимо учитывать клиентам при покупке самолета?

При покупке самолета российскому покупателю необходимо учитывать множество юридических и коммерческих нюансов. Существует множество пунктов сделки, которые, как известно экспертам авиации, желательны для покупателя, и которые продавцу предпочтительнее избежать. Покупателям следует нанимать профессионалов для представления их интересов и проведения переговоров, и я бы порекомендовал пользоваться услугами профессиональных юристов, а не только брокеров. Между юристами и брокерами существует хорошо известная разница. Первые хотят заключить выгодную сделку для своих клиентов. Вторые просто хотят заключить любую сделку. Иногда в зависимости от различий в профессиональных подходах многое может стоять на кону. Распространенная ошибка владельца - доверить процесс специалисту-инсайдеру или поступить так, как сделали его друзья или знакомые, не прибегая к профессиональной консультации, проводимой для того, чтобы проанализировать особенную ситуацию владельца и убедиться, что каждый исполняет свою роль надлежащим образом. Доверяй, но проверяй.

Источник: BizavWeek # 7 (108)