Росавиация осваивает полномочия МАК


Ведомство, создаваемый Авиарегистр РФ и Европейское агентство по безопасности полетов должны вскоре подписать «дорожную карту» по сертификации авиатехники

В преддверии перераспределения полномочий Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Росавиация, которая в основном должна их получить, после долгой задержки все же начала обсуждать координацию работы с иностранными авиавластями. Ведомство, создаваемый Авиарегистр РФ и Европейское агентство по безопасности полетов (EASA) должны вскоре подписать «дорожную карту» по сертификации авиатехники, иначе экспорт самолетов SSJ100 окажется под угрозой.

Росавиация, Авиационный регистр РФ (АР РФ) и Европейское агентство по безопасности полетов (EASA) в рамках встречи главы ведомства Александра Нерадько с руководством EASA договорились об условиях подготовки и подписания в ближайшее время соглашения по совместной сертификации авиатехники. Как говорится в сообщении Росавиации, в «дорожной карте» совместной работы и соглашении в области летной годности будут отражены процедуры проведения работ по сертификации авиатехники. Стороны также обсудили сотрудничество в области сертификации авиатехники, произведенной в ЕС, ее поставки российским заказчикам и поставки российской авиатехники в страны — члены EASA. Речь идет о самолетах SSJ100, МС-21 и двигателе для него ПД-14.

По решению правительства, срок окончательной передачи полномочий Межгосударственного авиационного комитета (МАК) АР РФ — апрель 2017 года. К этому времени новый орган должен полностью освоить функции, в том числе в области сертификации разработчиков и изготовителей. Европейские авиавласти пока все еще сотрудничают с АР МАК и недавно вновь инспектировали производство самолетов SSJ100.

В Росавиации «Ъ» уточнили, что сейчас экспортные сертификаты выдает Минпромторг, при этом в работах по-прежнему, хотя и как «привлекаемая специализированная структура», задействован АР МАК. На активизации сотрудничества АР РФ c EASA уже настаивали итальянские авиавласти (ENAC), которые в конце октября провели аудит линии сборки SSJ100 в Комсомольске-на-Амуре. По итогам встречи представители ENAC потребовали во избежание приостановки приемки самолетов срочно представить в EASA материалы, позволяющие оценить новую систему сертификации. В ГСС «Ъ» сообщили, что ожидают подписания трехстороннего рабочего соглашения в области летной годности, чтобы приступить к работе по новым регламентам.

Источники «Ъ», близкие к МАК, утверждают, что переход к оценке EASA системы сертификации в России «приведет к автоматическому прекращению действия соглашения между СССР и Италией». Документ «является одним из последних примеров самостоятельности государств ЕС в области летной годности», поскольку «уже несколько лет по решению центральных европейских властей было прекращено действие большинства двусторонних соглашений по признанию систем сертификации». Отказ от соглашения потребует заключения нового договора, но уже на уровне ЕС и РФ и c согласием всех стран ЕС, уверен собеседник «Ъ» в МАК. Но рабочее соглашение между властями РФ и EASA «не предусматривает признания системы сертификации производства», что означает необходимость ее осуществления в отношении SSJ100 силами EASA. В результате РФ «может сама поставить в зависимость поставки SSJ100 в ЕС» от этого процесса.

Борис Рыбак из Infomost говорит, что двоевластие будет продолжаться до тех пор, пока новый орган не проведет полную сертификацию российской авиатехники — самолета или вертолета — «с нуля», что маловероятно в ближайшие годы. Причем иностранные авиавласти относятся к этому «достаточно безразлично», подчеркивает эксперт, поскольку заметных поставок российской гражданской авиатехники за рубеж нет и от нее не зависят авиакомпании других стран.

Источник: Коммерсантъ