Европа разгрузит движение в городах при помощи аэромобильности


По данным Еврокомиссии ущерб от пробок на дорогах ЕС оценивается в 100 миллиардов евро в год

В ЕС было принято решение поддержать Европейское партнерство по направлению «умных» городов – EIP-SCC, возглавляемое Airbus. Партнерами проекта является Eurocontrol и Европейское агентство по авиационной безопасности (EASA). Цель инициативы – перенести городское движение в воздушное пространство.

На конец мая 2019 к инициативе городской аэромобильности (UAM) присоединились 42 европейских города, что делает Европу самым быстрорастущим регионом в данной сфере. Уже сейчас в мире насчитывается более 100 проектов, связанных с городской мобильностью, из которых почти половина реализуется в Европе.

Городская аэромобильность и городское аэротакси, в частности, будут работать в рамках системы управления воздушным движением беспилотных летательных аппаратов – UTM, которая, в свою очередь, интегрируются с европейской системой ОрВД формируя единую поле. Уже сейчас производители городского летающего транспорта тестируют и успешно интегрируют свои летающие аппараты в UTM.

Особенностью взаимодействия UTM и системы ОрВД является наличие связующего звена в виде системы обмена данными FIMS, а также то, что в авиации для отслеживания воздушных судов используют АЗН-В 1090ES, мультилатерацию и радиолокаторы. В соответствии с программой SESAR, в Европе основной технологией наблюдения все больше становится АЗН-В 1090ES. Действует мандат на АЗН-В 2020 года, согласно которому воздушные суда должны быть оборудованы АЗН-В 1090ES Out к 7 июня 2020 года.

Предполагается, что городской летающий транспорт будет работать в нижнем воздушном пространстве, однако обеспечение безопасных совместных с пилотируемой авиацией полетов является важной задачей. В городах летают вертолеты, в окрестностях - авиация общего назначения, а в аэропортах, куда будут отправляться аэротакси, коммерческие лайнеры. Становится очевидным, что аэротакси должны быть оснащены совместимой аппаратурой, позволяющей им «видеть» не только друг друга, но и находящиеся поблизости воздушные суда.

В данной области уже существуют решения – рядом производителей разработано специализированное мобильное оборудование стандарта 1090ES, в том числе, и российское. Отдельные модели могут устанавливаться на дроны, на аэротакси и прочие виды городского летающего транспорта Европы. У одного из лидеров отрасли – компании uAvionix было запущено новое направление с серией решений для городской аэромобильности. Среди представленных моделей есть оборудование АЗН-В режима S 1090ES для летающего городского электротранспорта.

Ранее сообщалось, что Airbus инвестировал в uAvionix $5 млн, а генеральный директор Airbus Ventures Томас д’Халлуин вошел в совет директоров uAvionix. У Airbus существует своя программа Airbus UTM, а также разработаны две модели аэротакси Vahana и CityAirbus, которые уже выполняют тестовые полеты в Европе. В Airbus также отмечали значимость интеграции UTM и систем ОрВД и наличие технологии автоматизации выдачи разрешений на полеты в зоне аэропортов – LAANC.

«Airbus Ventures постоянно находится в поиске инновационных компаний, обеспечивающих будущую интеграцию воздушного пространства как для беспилотных летательных аппаратов, так и для летающего городского электротранспорта (eVTOL)», - рассказал Томас д’Аллуин, исполнительный директор Airbus Ventures.

Отметим, что один из пионеров рынка – немецкий проект Volocopter – подтвердил Sky Review, что его аэротакси, будет оснащаться оборудованием АЗН-В 1090ES с целью сделать летающие аппараты видимыми самолетам и вертолетам в Европейском небе. Аналогичная практика актуальна и для БПЛА.

Европейская инфраструктура 1090ES продолжает расширяться. Оснащение бортов с октября 2018 года удвоилось, а поставщики аэронавигационного обслуживания сообщили о существенном увеличении количества наземных станций АЗН-В 1090ES. Уточняется, что, в основном, системы являются комбинированными и развернуты совместно с широкозонной мультилатерацией (WAM).

В завершение отметим, что по прогнозам, следующее десятилетие будет характеризоваться увеличением численности городского населения. К 2030 году более 60% людей мира будет проживать в городах, наземная инфраструктура которых уже сегодня является перегруженной.

Источник: Sky review