Когда же будет хозяин в российском небе?

Или почему через пень-колоду выполняются указания президента страны о создании единой системы управления воздушным движением.

Всем до оскомины знаком тезис – безопасность граждан России превыше всего и никто не смеет на этом наживаться. И все знают – еще как смеют-то!

Но, похоже, этому приходит конец. Сперва президент нашей страны поручил разобраться с теми, кто в разы завышает цены на лекарства и медицинское оборудование (помните скандал с томографами?). Теперь настала очередь поставщиков аэронавигационного оборудования.

Российское небо огромно и в нем ежедневно находится до тысячи лайнеров наших и зарубежных авиакомпаний, выполняющих регулярные перевозки между полутысячей аэропортов. А еще – сотни гражданских вертолетов и воздушных судов малой авиации.

Это – десятки миллионов пассажиров в год. Не забудем и о военных: у них свои самолеты и аэродромы, и свои задачи. Всем этим роем надо управлять, обеспечивая безопасность полетов. Иначе… Для этого существует Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) и единая система организации воздушного движения (ОВД).

Но со временем система ОВД одряхлела и в 2008 году было решено ее модернизировать, потратив на святое дело 15 млрд. руб. Новая система должна объединить интересы гражданских и военных. Ведь у них свои системы управления, разведки и охраны воздушного пространства, опознавания и прочее. Не забудем и ГЛОНАСС, облегчающую жизнь летчикам и наземным службам.

Секретным указом президента единственным поставщиком оборудования (радары, радиосистемы, компьютеры, программное обеспечение) для обновленной системы было назначено ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей». Концерн (гендиректор Владислав Менщиков) – огромное хозяйство из 57 предприятий с годовым объемом выручки в 100 млрд. руб. Половина продукции идет на экспорт.

И, как часто бывает в России, единственный поставщик-монополист начинает диктовать цены. Только по одному региональному центру системы ОВД расходы предлагалось увеличить в полтора раза. А это сотни миллионов рублей.

Надо понимать: система модернизируется на бюджетные – то есть наши с вами деньги – и, в конечном счете, именно мы оплатим удорожание. То-то в Нью-Йорк из Москвы слетать едва ли не дешевле, чем в Хабаровск! И за все выкладывает денежки наш небогатый авиапассажир…

Проверки обнаружили не только завышение цен на оборудование, но и использование программного обеспечения иностранного (!!!) производства, что строго запрещено президентом РФ. Кроме того, согласование с концерном договоров на поставку оборудования и выполнение работ занимает много времени, а сами работы идут с задержками. Есть риск не уложиться в отведенное до 2015 года время.

Исправить положение можно, только скорректировав президентский указ и лишив концерн статуса монополиста. То есть, применив во весь рост принципы рыночной конкуренции, которая только и может снизить цены. Но кто, кроме президента, посмеет это сделать, да и работа не так проста: надо согласовать действия многих министерств и ведомств?
Однако это необходимо. А что по этому поводу думают в Росавиации?
Мы решили обратиться и туда.

Мы побеседовали со старшим специалистом Росавиации Александром ИВАНОВЫМ.

«МЫ ХОТИМ, ЧТОБЫ УКАЗАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ ВЫПОЛНЯЛИСЬ БЕЗУКОРИЗНЕННО»

КП: - Александр Иванович, для начала просветите, пожалуйста, нас и читателей "Комсомолки" в общей сути проблемы.

Иванов: - Да, это очень серьезная государственная проблема. И она имеет отношение не только к безопасности миллионов пассажиров, но и к обороне страны. Учитывая это, президент России еще в феврале 2008 года дал распоряжение всем органам, имеющим отношение к контролю воздушного пространства, решить ее. А это связано и с модернизацией Единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД), и федеральной системой разведки и кон троля воздушного пространства (ФСР и КВП), и с развитием авиационно- космического поиска и спасания (АКПС), и с метеообеспечением авиации и тд.

КП: - А кому была отведена роль "первой скрипки" в решении этой проблемы?

Иванов: - Президент определил , что Открытое акционерное общество - "Концерн ПВО "Алмаз-Антей", будет тут головным исполнителем по всему спектру работ.

КП: - А почему именно "Алмаз-Антей"?

Иванов: - Тут целый букет факторов. Начнем с того, что функции управления воздушным движением (УВД) над территорией России полностью перешли к Росавиации. А она "вобрала" в себя профильные подразделения Минобороны с персоналом и оборудованием. Возникла необходимость внедрения единой технологии УВД на базе единых технических средств. Идем дальше. В соответствии с Концепцией воздушно-космической обороны (ВКО) России, ВКО плотно "завязывается" на центры и радиолокационные позиции ЕС ОрВД. А именно Концерн «Алмаз-Антей» был создан для решения задач ПВО, а в дальнейшем и ВКО.

Таким образом, возникла необходимость в комплексном подходе к созданию средств и систем для контроля и использования воздушного пространства, проведения единой технической политики, формирования устойчивой и эффективной научно-производственной кооперации.

КП: - Мы правильно понимаем: речь идет об интеграции гражданских и военных структур, имеющих отношение к воздушному движению?

Иванов: - Да, это так. Потому что оборудование для ЕС ОрВД и для ПВО в значительной степени по строено на близких конструктивных решениях, элементной базе, одних и тех же технологических и производственных процессах. Таким образом, есть возможность для "перелива" оборонных технологий в гражданскую отрасль, для эффективного использования научного потенциала оборонных предприятий ОАО "Концерн ПВО "Алмаз-Антей". Есть и еще один очень важный момент: мировое авиационное сообщество готовится к переводу аэронавигационных систем на перспективные спутниковые технологии (CNS/ATM), что требует проведения ряда исследований и опытно-конструкторских работ. Аналогичные задачи поставлены и перед российской промыш­ленностью. Решение их возможно исключительно при наличии головной организации, координирующей и направляющей деятельность научных и производственных предприятий.

КП: - И что же мешает решению этих задач, поставленных президентом страны?

Иванов: - О, тут немало проблем! Хотя некоторые из них в той или иной мере уже решены.

КП: - Какие же, например?

Иванов: - Например, ранее бывали случаи недобросовестной конкуренции поставщиков оборудования, заключения контрактов с компаниями, не имеющими достаточного опыта и потенциала для создания столь серьезного и ответственного оборудования. Теперь такой проблемы нет. Анализ деятельности ОАО "Концерн ПВО "Алмаз-Антей" по реализации функций, возложенных на него Президентом Российской Федерации, показывает, что к настоящему времени им проделана определенная работа: организована кооперация предприятий-производителей, заключено несколько сотен контрактов в интересах предприятий Росавиации и Росгидромета, успешно проводятся работы по тематике ФСР и КВП. Проведено переоснащение аэропортов Кольцово (Екатеринбург) и Толмачево (Новосибирск), введена в эксплуатацию резервная система Московского центра УВД. . Все это, конечно, хорошо. Однако, наряду с этим, в деятельности ОАО "Концерн ПВО "Алмаз-Антей" существует ряд очевидных недостатков.

КП: - Каких же?

Иванов: - Самое досадное, что единая техническая политика по производству средств для контроля воздушного пространства не выработана и даже, на мой взгляд, толком не сформулирована. Продолжаются параллельные разработки различных коллективов и разунифицированные поставки оборудования. Генеральный конструктор (научный руководитель) работ по тематике не определен. Совет главных конструкторов не создан. Научно-технический совет не функционирует. Проколов набирается куча. Наверное, вы устанете от их перечисления. Но я продолжу:

1.Продолжается неразбериха с ценами на предлагаемое государству оборудование.

2.Не проведены подготовительные мероприятия к исполнению функции генерального подрядчика, выполнению всего требуемого комплекса работ "под ключ", в т.ч. строительных и строительно-монтажных работ.
Не организовано привлечение к нашей тематике научно-производственных коллективов многочисленных оборонных предприятий, входящих в ОАО "Концерн ПВО "Алмаз-Антей".

3.Внутри ОАО "Концерн ПВО "Алмаз-Антей" не отлажена система оперативного оформления технических и договорных документов, сроки разработки и подписания которых иногда достигают 8-10 месяцев. Медлительность и неповоротливость недопустима в авиации с ее высокими скоростями, а главное, высокой ответственностью за жизни огромного числа людей, находящихся в воздухе под управлением наземных служб.

4.Распределение работ между соисполнителями проходит по принципу: "своим" (входящим в ОАО "Концерн ПВО "Алмаз-Антей") - больше , "чужим" - меньше или ничего.

5. За бюрократическими спорами, зачастую перерастающими в открытую конфронтацию, теряется само дело: затягиваются сроки работ, растет их стоимость. До сих пор не построен Калининградский центр УВД, под угрозой срыва выполнение контрактов по оснащению Хабаровского и строительству Московского центров УВД и др. В июне этого года ОАО "Концерн ПВО "Алмаз-Антей" заявил, что вообще отказывается от выполнения строительных работ на объектах ЕС ОрВД, чем поставил под угрозу исполнение мероприятий Федеральной целевой программы. Учитывая, что Росавиация не в состоянии в оставшиеся месяцы 2010 года обеспечить проведение конкурсных процедур, да и исполнение работ, такая позиция ОАО "Концерн ПВО "Алмаз-Антей" делает невозможным достижение программных показателей в этом году. А ведь основной показатель - это безопасность полетов, безопасность наша с вами.

КП: - Судя по вашим словам, исполнение указаний президента страны по созданию единой и надежной системы управления воздушным движением под большим вопросом?

Иванов: - Я бы хотел подчеркнуть, что практически все упомянутые и не решенные в ОАО "Концерн ПВО "Алмаз-Антей" вопросы лежат исключительно в сфере деятельности самого Концерна, его руководства. Именно от руководителей этой уважаемой организации требуется активная, энергичная, эффективная работа.

КП: - И где же выход?

Иванов: - Необходимо срочно принимать меры по активизации работ ОАО "Концерн ПВО "Алмаз-Антей" в данной сфере.

КП: - И кто же может принять такие меры?

Иванов: - Я думаю, что необходим серьезный толчок со стороны правительства.

Виктор БАРАНЕЦ, Михаил ТИМОШЕНКО

Источник: КП